Ну не буду нарушать традицию.
Байбек – просто удивительнейший типаж. Все, за что он пытается бороться и что пытается улучшить, при удачном стечении обстоятельств, остается на прежнем уровне. Но гораздо чаще значительно ухудшается.
Просто эффект гремлина какой-то.
Ну посудите сами.
Байбеком объявлено, что цель Алматы стать городом – центром туристического притяжения. Вполне понятный скепсис сменился искренним недоумением, когда стало понятно, каким образом Байбек собирается этого добиться.
Любой хороший маркетолог, не говоря уж о специалистах тур.области, скажет, что каждый туристический город обладает собственным уникальным контентом. Но вместо того, чтобы восстановить, облагородить, сделать более удобным и привлекательным этот уникальный контент, который в небольшом количестве, но есть у Алматы, Байбек пошел по диаметрально противоположному пути: он начал уничтожать городские особенности, интересные зарубежным туристам, создавая островки «как в Европе». На каких туристов он рассчитывает? На внутренних с отдаленных аулов? Они принесут городу деньги, о которых так любит рассуждать наш аким? Зачем тем, кто живет в Европе, ехать за тридевять земель, чтобы посмотреть на убогую «как-в-Европе»?
Что было интересно иностранным туристам, с которыми я общалась, в Алматы и окрестностях.
Архитектура. Естественно, памятники старой архитектуры и городские скульптуры прошлого. Если самолеты прилетали днем, первое, на что обращали внимание гости южной столицы – на старый терминал. Ночью, к сожалению, недостаток подсветки не позволял его разглядеть. Акимат мог бы сделать это здание визитной карточкой, одной из самых первых фишек города, доработав освещением единый ансамбль и многолетний контраст – старое здание и новый современный терминал. Но в прошлом году летом новое руководство аэропорта Алматы, ссылаясь на увеличившийся пассажиропоток и нехватку места, собралось пойти по дешевому пути – сносу старого здания, которое является памятником архитектуры местного значения, и постройке нового терминала. И нетрудно догадаться, что при Байбеке это решение более чем возможно. Алматы уже потерял ряд памятников – дом политпросвещения, гостиницу Жетысу, здание городского аэровокзала, здания на площади Республики, кинотеатры Алатау и Байконур. Пострадали фонтаны, привлекавшие внимание туристов. Фонтан «Одуванчик» туристам был интересен. Так называемые «сухие» фонтаны, которые в нашем исполнении – просто толстые струи воды из-под земли – нет.
Зелень. Каждый турист, приезжавший летом, удивлялся количеству зелени в городе. Европейцев изумлял факт того, что высокая температура в Алматы переносится очень легко по сравнению с их жаркими странами. Но это было до Байбека. Сейчас в Алматы идет варварское уничтожение зеленых насаждений – вырубка садов, деревьев, кустарников. «Облагораживание» скверов, которые превращаются в кучку убогих обрубков. На место клумб, газонов и зелени приходят куски, заполненные плиткой и бетоном, которые в акимате называют открытыми пространствами городской среды.
Вместо деревьев и цветов при Байбеке появились искусственные деревья и арки с пластиковыми цветами. Вы правда хотите ЭТО показывать иностранным туристам?
Клумбы. В Европе много цветов в горшках, вертикальных конструкциях и так далее. Но уникальным предложением Алматы всегда были наши клумбы – истинные шедевры благодатной земли и таланта озеленителей. Уничтоженные клумбы возле главпочтампа, дворца Республики, замена их искусственным эрзацем – это такой удар по туристической привлекательности Алматы, который трудно переоценить. А снос клумбы в ЦПКиО и замена ее какой-то убогой скульптурой просто в голове у нормальных людей не укладывается.
Вместо этого при Байбеке и его команде:
- появилось куча макдональдсов и прочих заведений с пищевым мусором. Причем с едой, которой более чем достаточно в любом западном захолустье. И, наоборот, количество мест с аутентичной пищей Казахстана, которая могла бы привлечь туристов, сократилось.
- город заполнили мусорные арт-объекты, начиная с белки, продолжая кучами ржавого железа и уродливыми стилизациями. Нет, привлечь внимание европейцев эта муть не может. К сожалению, увлечение мусором, как материалом для изобразительного искусства пришло к нам с запада. И этим хламом заполнены многие города Европы. Да, есть совершенно гениальные произведения, но ни алматинская белка, ни иные инсталляции к ним не относятся. А у нормальных людей к хламу отношение однозначное: мусору место на помойке.
Кстати, попробуйте объяснить иностранцу, почему белка. Почему у города, символами которого всегда были барс, горы, яблоки, апорт, цветущие яблочные ветви, вдруг появился свой собственный грызун. У меня цензурных объяснений, не связанных с алкогольным фольклором не нашлось.
- огромное количество привлекательных для туристов мест оказались лишены парковки либо запретом оной, либо созданием на ее месте велодорожек. А запихивать бедных иностранцев в наш общественный транспорт – это, как минимум, негуманно, а как максимум чревато расходами.
- некачественно проведенные работы в центре города: проваливающаяся, кривая брусчатка, испорченная система арыков, из-за чего Алматы начало топить даже в слабые дожди, ямы, неожиданные дырки – все вместе это создает ощущение запущенности и заброшенности. А это, естественно, не то, что нужно демонстрировать иностранным туристам.
Итого, уничтожив часть туристической привлекательности Алматы, Байбек взамен не предложил ничего равноценного. И так как планируется обновление улиц, изменение фасадов и реконструкция исторических зданий, процесс избавления от уникального контента будет продолжен.
Экология.
Тут Байбек является безоговорочным победителем. Он столько сделал, вопреки своим заявлениям, чтобы максимально ухудшить экологическую обстановку в Алматы, что этот вклад трудно переоценить:
- вырубкой садов возле трамплина и началом строительства жилого района.
- строительством выше Аль-Фараби высотных объектов.
- вырубкой деревьев в городе.
- заменой лиственных деревьев хвойными.
- заменой лиственных деревьев искусственными.
- закрытием газонов плиткой.
- снижением средней скорости по городу.
- созданием рукотворных пробок, а даже велосипедистам должно быть известно, что самый вредный режим работы ДВС на малых оборотах.
- запретом на парковки\платными парковками вынудил автомобилистов больше использовать автомобиль.
В общем, Байбек делает все, чтобы количество вредных выбросов от автомобилей многократно увеличилось. Мало нам зимних проблем с воздухом из-за отопительного сезона, так и летом дышать будет нечем из-за инфраструктурных решений акимата. Сюда также можно отнести аховую фитопаразитарную обстановку в городе, с которой никто ничего не пытается делать.
Ну и вишенкой на торте.
Внезапно Байбек объявляет о приостановке строительства курорта на Кок-Жайляу. В комментариях некоторые возрадовались: неужели здравый смысл победил, общественность услышана? У меня была одна мысль: у нас что, последний медведь в лесу сдох? Многие настороженно ожидали дополнительных комментариев, так как Байбек уже приучил ничего хорошего, честного и адекватного от него не ждать. И внезапно оказалось, что предложил отсрочить стройку отнюдь не Байбек, а Токаев. Это насколько надо заиграться, чтобы так легко и просто присвоить заведомо популярную идею действующего президента, за которую подавляющее большинство алматинцев Токаеву безмерно благодарны.