Как и обещал, расскажу про лифты советского производства, использовавшиеся в жилых домах и учреждениях Алма-Аты. Вполне возможно, некоторые или даже многие из них используются и поныне. По конструкции релейных станций управления лифты могут работать на этажных переключателях (ЭП) или на датчиках селекции (ДчС). Кнопки вызова кабины на этажах именуются вызывными постами, а панели кнопок в кабине - приказными постами.
1. Конструкция на этажных переключателях (ЭП). Максимальное число этажей, на которое могли быть рассчитаны такие станции управления, составляет 12. Лифты с такой конструкцией станции управления установлены в подавляющем большинстве жилых домов советских и первых постсоветских лет в Алматы. По той простой причине, что большинство таких домов состоят из 9 этажей, даже 12-ти строили нечасто, да и в них в большинстве случаев установлены лифты на ЭП.
В шахте лифта на уровнях этажей устанавливаются вот такие устройства, которые и называются этажными переключателями:
Устанавливаются справа, если из кабины смотреть в сторону двери. Кабина лифта имеет жёлоб, в который при её подходе к этажу попадает колёсико этажного переключателя. Схематически это выглядит вот так:
Жёлоб устроен так, что при нахождении кабины на текущем этаже рукоятка этажного переключателя находится в вертикальном положении, если ниже текущего этажа, то повёрнута влево, если выше, то вправо. Именно по положению рукоятки этажного переключателя станция управления и определяет - выше, ниже или на этаже, вызов с / приказ на проследование до которого поступил. Таким образом, если лифт заключён в металлическую сетку (как, например, в жилых домах по восточную сторону Ленина между Кирова и Курмангазы), то хулиганы могут попробовать перевести рукоятку этого переключателя в иное положение, чтобы станция управления лифтом оказалась обманута. Но это так, теория.
Самая старая модель лифта на этажных переключателях, эксплуатировавшаяся (а может, продолжающая эксплуатироваться поныне) в Алматы - это КМЗ-58. В середине 1990-х такие лифты ещё были в подъездах дома по Ленина, 50. Грузоподъёмность таких кабин составляет 320 кг. Эти лифты односкоростные, то есть, при подходе к этажу, останавливаются сразу и резко, не делая замедления. Впрочем, такие "рывки" не особо-то и страшны, поскольку максимально возможная скорость кабины в лифтах на этажных переключателях составляет 0.71 м/с. При большей скорости движения кабины этажные переключатели окажутся довольно быстро изношены и выйдут из строя.
Это лифт с распашными (то есть, открывающимися и закрывающимися вручную) дверями кабины (ДК) и дверями шахты (ДШ). Производились такие до 1972 года включительно. Наверное, в Алма-Ате их было не много именно из-за того, что не много домов выше 5 этажей построены в 1972 году и ранее. Сказанное не означает, что до 1972 года выпускались лифты только с распашными дверями. С автоматическими были и в 1960-е, и в 1950-е годы и даже ранее, но об этом я скажу ниже. А вот, как выглядят двери кабины лифта КМЗ-58:
Над дверями расположена поперечная планка, которая поднимается при их открытии и нажимает на кнопку устройства безопасности, что блокирует движение кабины. А вот, как выглядит замок двери шахты:
Кабина имеет "лыжу", которая при движении оттягивается при помощи электромагнита, а если кабина покоится на этаже, то эта "лыжа" воздействует на колёсико рукоятки замка ДШ, в результате ДШ не заперта. А вот, как выглядит "родной" приказной пост лифта КМЗ-58:
Сам такие помню только в дошкольном возрасте, поскольку часто их в этих лифтах меняли на более новые. В кабинах лифтов данной модели устанавливали точно такие же светильники, как в вагонах метрополитена типов Г, Д, Е, Еж и Ем, выпускавшихся в СССР:
А вот, как выглядит "родной" вызывной пост лифта КМЗ-58, марка его называется ВП-20:
Опять же, в 1990-х годах в доме на Ленина, 50, таких уже не было, их заменили на более новые, но и ВП-20 я помню, попадались они мне, когда я был в дошкольном возрасте.
Начиная с 1972 года лифты в том числе на этажных переключателях стали делать уже только с автоматическими дверями и двухскоростные. С распашными выпускают и поныне, но только специальные (грузовые, больничные и т. п.). Опять же, на этажных переключателях применялись только кабины грузоподъёмностью 320 кг, вместимостью 6 пассажиров. Двухскоростные - это которые при подходе к этажу сначала делают замедление и только потом останавливаются, открывают двери.
Вот, как выглядят приказные посты таких лифтов образца начала 1970-х годов:
К сожалению, в марках приказных постов я не разбираюсь совершенно, поэтому о них и не пишу. А вот, как выглядят вызывные посты лифтов с автоматическими дверями образца начала 1970-х годов:
Эта марка называется ВП-30М. На передней панели у них нет винтов, поэтому чтобы заменить сигнальную лампу, приходится лезть в шахту и разбирать приказной пост, находясь там. Надо сказать, что ВП-30М устанавливались и на лифтах КМЗ-58 в последние годы их выпуска, как и устанавливались в их кабинах приказные посты начала 1970-х годов. Такие вызывные и приказные посты запомнились мне в подъездах семиэтажного дома на Гоголя, 77/85 - где был (а может, есть и поныне) ювелирный магазин "Алмаз".
Позже (где-то с середины 1970-х годов, может, начиная с 1973-74) приказные посты стали выглядеть вот так:
А вызывные - вот так, эта модель имеет название ВП-31.У3:
Чаще всего кнопка-колпачок была красного цвета, зелёные попадались лишь изредка. В 1990-е годы, а может, и раньше сломанные кнопки-колпачки в Алматы заменяли на матовые белые. В 1980-х годах кнопку вызова ремонтной бригады на приказных постах стали делать жёлтого цвета с изображением колокольчика на ней:
Ещё позже (наверное, во 2-й половине 1980-х годов) кнопки этажей на приказных постах стали делать круглыми со световым сигналом внутри:
А на смену вызывным постам ВП-31.У3 пришли ВП-710 с кнопкой-колпачком меньшего диаметра:
Последние упомянутые вызывные и приказные посты устанавливались, начиная с 1983 года, также и в лифтах, работающих на датчиках селекции, о чём я расскажу в разделе, полностью посвящённом данной конструкции. Про лифты на этажных переключателях осталось добавить о том, что объединяет все вызывные посты, предназначенные для них. Это световой сигнал. Так как данная конструкция работает по принципу "один вызов/приказ - одно действие", или, по-другому, "по простой схеме", кабину, движущуюся в нужном направлении, невозможно остановить на этаже, через который она следует, поэтому световой сигнал в вызывных постах означает, что лифт занят, и нажатие кнопки вызова ничего не поменяет. Таким образом, пассажиру в данном случае требуется подождать, пока сигнал погаснет и только тогда уже нажимать кнопку вызова. Если лампочка в ней не работает, приходится тыкать "наугад". КМЗ-58, как и первые модели лифтов с автоматическими дверями, работающие на этажных переключателях, производились с подвижным полом - как датчик наличия / отсутствия человека в кабине. Такие лифты были установлены, например, в доме на Ленина, 42 - где находится гастроном "Россия". Наверное, делался подвижный пол для того, чтобы исключить такое хулиганство, как нажатие кнопки приказного поста с этажной площадки, а затем отдёргивание руки. С другой стороны, наличие подвижного пола позволяет нажать кнопку "Стоп" и сидеть в лифте "до посинения". Световой сигнал вызывных постов лифтов с подвижным полом гас непосредственно после закрытия дверей, если кабина пуста. С неподвижным - через 7 секунд после закрытия двери независимо от того, есть ли в кабине кто-нибудь или нет. То же самое происходило в таких лифтах и в случаях, когда пассажир при движении кабины нажимал кнопку "Стоп": через 7 секунд световые сигналы вызывных постов гасли, и кабина оказывалась доступной для вызова, что, правда, не мешало пассажиру снова нажать кнопку "Стоп".
При движении внутри кабины лифта, работающего на этажных переключателях, отчётливо слышно, как постоянно что-то "прокатывается" по кабине. Это и есть звук колёсика этажных переключателей, издаваемый, когда он находится в жёлобе кабины.
2. Конструкция на датчиках селекции (ДчС). Лифты на них могут быть установлены в домах с любым количеством этажей - как 12 и меньше, так и больше. В шахтах лифтов этой конструкции на уровнях этажей устанавливаются вот такие устройства:
Они и называются датчиками селекции. Кабина лифта имеет шунт, который при её прохождении через датчик селекции, попадает в щель. При отсутствии этого шунта контакты датчика селекции замкнуты, при наличии - разомкнуты. Таким образом, если окажется нажата кнопка вызова или приказа этажа, расположенного выше того, где находится кабина, то датчики селекции, расположенные выше "разомкнутого", соберут цепь, включающую реле движения кабины вверх. Ну и в случае с этажом, расположенном ниже - аналогично. Кабины таких лифтов могут двигаться со скоростью выше, чем 0.71 м/с, что весьма важно при большой этажности. Кабины таких лифтов могут быть, как и при конструкции на этажных переключателях, грузоподъёмностью 320 кг, но бывают и 500, которые выглядят вот так, если шахта расположена "вглубь" от дверей:
Такие лифты совершенно точно есть в шестнадцатиэтажных жилых домах на Горького между Панфилова и Байсеитовой (их адреса, по-моему, Панфилова, 101 и 103).
Либо, если шахта расположена "вдоль" этажей - вот так, то есть, с одной широкой работающей створкой:
В учреждениях, кроме того, устанавливали лифты, работающие на датчиках селекции, с грузоподъёмностью 1000 кг, вот как выглядели их двери:
Изначально именно такие были в главном здании КазГУ на Тимирязева, также видел их и в Доме Офицеров, что возле парка 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев.
Лифты на датчиках селекции могут работать по собирательной схеме, то есть, кабину, проходящую через этаж в нужном направлении, остановить можно. Отличительная черта лифтов этой конструкции - "залипающие" кнопки вызывных и приказных постов. Вот, как выглядели посты приказа, выпускаемые в разные годы:
Эти лифты были уже только двухскоростными - при подходе к этажу кабины сначала замедляют движение и только затем останавливаются, открывая двери. Внутри кабины приказные кнопки "выбиваются" как раз при замедлении. Кроме того, в учреждениях часто устанавливали приказные посты с кнопкой "Ход" зелёного цвета:
И приказные посты без кнопки "Ход", и с ней позволяют нажать одновременно две или более кнопки этажей, но во втором случае при замедлении кабины "выбиваются" все нажатые кнопки, а в первом (если есть кнопка "Ход") выбивание происходит только когда кабина достигает крайнего верхнего или крайнего нижнего этажа из числа выбранных.
Вызывные посты лифтов на датчиках селекции, состоящие из одной залипающей кнопки, называются ВП-53 и выглядят вот так:
Такой вызывной пост позволяет останавливать на промежуточном этаже кабину только если она движется вниз. В учреждениях конструкция лифтов на датчиках селекции предусматривала и возможность остановки кабины, движущейся вверх. Для этого применяли вызывные посты марки ВП-54:
"Выбивается" вызывной пост тогда, когда дверь шахты начинает открываться.
Из числа жилых домов, где были установлены лифты на датчиках селекции с залипающими кнопками, запомнились, помимо упомянутых выше шестнадцатиэтажек возле ЦУМа:
- восточный корпус девятиэтажки на Гоголя, 75 - тот, что между Карла Маркса и Тулебаева стоит. Лифт на ДчС был только в подъезде, расположенном ближе к Тулебаева. В остальных подъездах этого дома, равно как и в западном корпусе, что между Тулебаева и Фурманова стоит, были только лифты на ЭП.
- двенадцатиэтажка на Октябрьской, 50. В ней в обоих подъездах один (левый) лифт был на ЭП, правый - на ДчС.
Лифты на ДчС могут работать и не "поодиночке", а в паре, тройке и т. п. В этом случае на этажах устанавливается одна кнопка вызова, и к этажу подаётся кабина, расположенная ближе к нему или движущаяся в требуемом направлении.
Смысл "залипания" заключается в регистрации вызова или приказа, через него подаётся напряжение на реле движения в нужном направлении. В 1983 году вместо "залипаечных" станций на датчиках селекции стали выпускать станции с реле регистрации вызовов / реле регистрации приказов (РРВ/РРП). В них вместо кнопок "залипают" соответствующие реле, расположенные на станциях управления. Для таких лифтов применялись вызывные посты ВП-710 со светящейся кнопкой. Но в отличие от лифтов на этажных переключателях, световой сигнал означает то же самое, что и "залипшая" кнопка вызывного поста ВП-53, а именно - что вызов принят и будет исполнен. Приказные посты в кабинах лифтов на ДчС с РРВ/РРП стали выглядеть вот так:
В них кнопки, как и в постах вызывных, не "залипают", а светятся. В учреждениях, где предусматривалась остановка лифта, движущегося не только вниз, но и вверх, применялись вызывные посты ВП-720:
Или ВП-721 - с кнопками, на которых нарисованы стрелки:
Среди жилых домов с лифтами на ДчС с РРВ/РРП запомнились 14-ти этажные дома микрорайона "Самал-1". Среди учреждений такой был в детской поликлинике на 8 марта и Виноградова (по-моему, сейчас она имеет номер 33), а адрес - Калдаякова, 74.
Таким образом, если, например, в доме на Октябрьской, 50, заменить "залипаечные" лифты на ДчС на такие же, но с РРВ/РРП, а лифты на ЭП оставить, то пассажир на этаже может оказаться в растерянности, так как в одном случае светящаяся кнопка будет означать, что лифт занят и требуется подождать, пока сигнал погаснет, а в другом - что вызов принят к исполнению, и кабина будет подана к этажу. Но смысл всё равно един: если кнопка светится, то в обоих случаях нажимать её не нужно.
Уверен, участники форума, интересующиеся темой, зададут мне вопрос о том, существовали ли лифты на датчиках селекции, имевшие распашные двери. И ответ на него - да, существовали, модель называлась 5020-д. Выпускаться они прекратили ещё в 1966 году, следовательно, в Алма-Ате по понятным причинам их нет и никогда не было. Вот, как выглядели приказные посты - "залипайки" таких лифтов:
А вот, как выглядели "залипайки" - посты вызывные:
К сожалению, мне не довелось прокатиться в таких ни разу в жизни. Где-то прочитал, что их активно выводили из эксплуатации ещё в 1970-е годы, причём тогда, когда они не успели выработать свой ресурс. Но лифтами с такими кнопками вызова и приказа и автоматическими дверями, воспользоваться таки успел. Это было в 1995 году в главном здании МГУ. Там тогда уже их активно заменяли на иностранные, поэтому застал я лишь некоторые "родные", которые вскоре тоже оказались заменены. Размеры кабин и ширина дверей были такие же, как и у "родных" лифтов главного здания КазГУ на Тимирязева. Только отделка не пластиковая, а деревом.
Помню (так как мама там работала), что "родные" лифты главного здания КазГУ очень часто ломались, застревали. Из-за чего их уже через 5 - 6 лет эксплуатации заменили на OTIS-ы. Не знаю, почему те лифты оказались столь ненадёжными, ведь с другой стороны точно такие же были установлены во 2-м учебном корпусе МГУ, построенном в 1982 году, и они вполне себе исправно проработали гораздо дольше - 16 лет, пока в 1998 году не оказались заменены на OTIS-ы. Это было здание, в котором я учился на любимом, пусть и нелёгком, факультете Вычислительной Математики и Кибернетики (ВМК), именно поэтому прекрасно запомнились данные моменты.