В сосновом парке обустраивают, похоже, мемориальную площадку.
Гранитный черный куб (с надписью о голодоморе) подвинули
и возможно вскоре воздвигнут нечто более монументальное.
Рядом бронзовый Алдар-Косе, как все это будет соседствовать не понятно,
возможно уберут или подвинут… пока он на прежнем месте.
Всем привет. TOSTAK, а что Вас смущает? Это же сосновый парк по Дзержинского? Через дорогу бывшее здание НКВД. Много кто, проходя через парк туда, уже не возвращался. Вообще место достаточно скорбное. Заложен был приютскими детьми, ну, если вдаваться в историю. Бронзовый Алдар Косе - тоже памятник. Памятник Дому школьников Калининского района, похороненному под "Луксором". Всё нормально.
http://bnews.kz/ru/n...tkrili_v_almati
Памятник жертвам голодомора открыли в Алматы
В Алматы в День памяти жертв политических репрессий состоялась церемония открытия памятника, посвященного жертвам голодомора 1931-1933 годов, передает корреспондент BNews.kz.
В мероприятии приняли участие потомки репрессированных и жертв голода, общественные деятели, ученые, активисты и молодежь города.
Аким Алматы Бауыржан Байбек отметил, что монумент открыт по прямому поручению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
«Сегодня в День памяти жертв политических репрессий, мы открываем памятник жертвам голода 1931-1933 годов, чтобы увековечить эту не проходящую боль нашего народа. По поручению Главы государства в прошлом году нами был объявлен конкурс на создание эскиза будущего памятника. Среди более 20 предложенных работ решением государственной комиссии был выбран проект Дулата Усенбаева, Айдоса Буркитбаева и Каната Бегулиева - скульптура «Ана». Образ матери, прижимающей к груди обессилевшего от голода ребенка, олицетворяет всю скорбь казахского народа. Мать - это источник всего сущего, основа нации, гарантия будущего», - сказал Бауыржан Байбек.
Напомним, массовый голод 1931-1933 годов в Казахстане был вызван официальной политикой «уничтожения кулачества как класса» и коллективизацией, а также увеличением плана заготовок продовольствия и конфискацией скота у казахов центральными властями. Имущество под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана.
В период с 1918 по 1933 годы в Казахстане, по разным оценкам, погибло более трех миллионов человек, более 1,5 миллиона бежали, что в общей сложности составило 60-65% всего казахского народа. Часть казахов вынуждены были откочевать в Китай, Монголию, Ирак и Афганистан. Жертвами репрессий 1937-1938 годов стали свыше 100 тысяч казахстанцев.
=================================================
из мемуаров моей мамы (действие происходит в Сибири, это Россия, не Казахстан):
В 1931 году папа уехал работать в геологическую экспедицию. Дедушка с бабушкой уехали в Новосибирск т.к. всех подряд загоняли в колхоз, а дед не хотел туда. Вначале оставили в хозяйстве только одну лошадь, – больше не разрешали держать и дедушка продал Пеганку и иноходца, оставил только одного Мухортку. А когда сказали всех сдать, он отвёл на хоздвор в сельсовет Мухортку и одну корову, а одну корову оставил, так как в доме был ребёнок. Баранов всех порезали и продали, в бочки засолили мясо. Потом дед уехал, устроился в какой-то организации кучером, там ему с бабушкой дали маленькую комнатку, где он жил и за лошадьми ухаживал.
Раз дед не пошёл в колхоз, ему начислили налог, по тому времени огромная сумма. За неуплату этого налога к нам пришли забирать корову, а в доме мама беременная и я. Это было в сентябре или октябре. Мама встала с вилами у ворот сарая и сказала, что заколет любого, кто подойдёт к сараю. Исполнитель (наш сосед) отказался отбирать корову, тогда сам председатель сельсовета пошёл к сараю. Мама в него метнула вилами и, если бы он не упал на землю, она бы его проткнула. На этот раз они ушли несолоно хлебавши. Потом соседи собрались, пришла бабушка Прося (её мама), стали её уговаривать отдать корову, что бы нам хуже не было.
Корову у нас забрали, погнали в район, а она от них сбежала и на третий день пришла к нашим воротам и орёт благим матом. Мы с мамой выскочили на улицу, загнали её на двор. С неделю она у нас пожила, пришли снова её у нас забрали, но она три раза опять к нам возвращалась, откуда не знаем. Уведут, а через несколько дней она опять дома, последний раз пришла спутанная, все ноги путом до крови растёрла. Потом люди сказали, что её зарезали, потому что уследить за ней было невозможно, всё равно убегала.
В марте 1932 г. отец приехал за нами и повёз к себе в геологоразведку. Забили мы досками окна и двери дома и поехали в Барнаульскую область, в Сорокино. Это от железной дороги километров сто. Ехали повозками. Наша семья и Лазаренко. В деревне жили в основном староверы. В центре села обыкновенные люди, а староверы по краю селились. У них были огромные дома. Нас поселили к староверам, дали комнату на обе семьи. Мы купили корову.
У хозяев был огромный огород, а за огородом болото. Зимой папа на лыжах ходил на болото, ставил петли на зайцев и всякий раз приносил по 2-3 зайца. Кроме того, мама с тётей Мариной нанимались мазать избы. В то время деревянные избы внутри стали штукатурить и белить, а наша мама это хорошо умела. Таким образом зарабатывала деньги. Отцу на работе давали продукты в счёт зарплаты, и мы голод 1932-33 г.г. не почувствовали, у нас было, что есть. Весной 33-го было очень голодно, люди из села ходили на болото километра три от села за слизуном. Это такой лук, но листья как у чеснока (он похож на дикий чеснок, что растёт у нас в горах). Его набирали целыми мешками и питались. Я тоже один раз ходила с подружками.
Так что, конфисковали не только у казахов и украинцев. У всего населения страны, независимо от национальностей.