https://kapital.kz/b...y-v-almaty.html
Нужны ли электроавтобусы в Алматы
Удивительно собирать зарегистрированные автобусы (взгляните на фотоснимок), а еще более удивительно пытаться продать их государству за четверть миллиона долларов США каждый.
Для тех, кто не в курсе: бизнесмен, который еще лет пятнадцать назад занимался бейдж-инжинирингом и продавал тайваньские мобильные телефоны TCL под казахстанским брендом Seven, сегодня громко объявляет о безоблачном будущем с электроавтобусами в Алматы и говорит о том, что первые «электрички» с запасом хода 40 км появятся на маршрутах уже чуть ли не завтра. Ну, а когда не удалось «сосватать» проект государству — пытается все свалить на плохой акимат. Мол, они не заинтересованы в «чистом воздухе», а другой проект, который подразумевает сборку цивилизованных низкопольных автобусов Mercedes-Benz Conecto, им по нраву.
Непонятно только зачем акимату покупать автобус вместимостью 50 пассажиров и размерами чуть больше «ПАЗа» за такие огромные деньги? Сколько продержится автобус, переименованный HIGER KLQ6832GEV в QUAZAR KLQ6832GEV? Как столкнутся зарядные комплексы стоимостью 16 млн тенге с суровой алматинской реальностью? А их, по замыслу устроителей, должно быть ни много ни мало, а на каждой конечной.
В целом вся риторика компании сводится к заботе об окружающей среде, заботиться о которой градоначальникам Алматы необходимо, но причем здесь, в этой истории, автобусы? В южной столице каждый день на рейсы выходят чуть больше тысячи автобусов, добрая половина из которых работает на сжатом природном газе. Даже 1000 таких электроавтобусов не повлияют на хмурую пелену, гонимую с ТЭЦ-2.
Примечателен и сам «завод» — просто потемкинские деревни. За 10 анонсированных месяцев и 2 млн долларов США можно построить в чистом поле ангар, что у компании собственно и получилось. Как говорил как-то глава группы компаний «БИПЭК» Анатолий Балушкин, автозавод построить — это не курятник поднять. С тем же успехом на этом мегазаводе можно собирать пластмассовые бусы и космические челноки, причем одновременно. Главное, что свет, вода и воздух есть. На самом деле дилерский центр формата три «С» обходится частенько дороже. Еще более непонятно, как предприятие попало в реестр производителей, согласно решению ЕАЭС № 72, прием «заявок» на промышленную сборку от новых изготовителей по ТН ВЭД 702 (автобусы) закончился еще в 2014 году. Допускать ли на общий рынок новых игроков — решение должна принимать комиссия ЕАЭС. Если это было сделано в такие сжатые сроки — хвала устроителю. Тем не менее, судя по данным Комитета государственных доходов, два автобуса растаможены как комплектные, а общая задекларированная их стоимость — 163 тысячи долларов США.