«Бюджет Алматы на 2016 год сокращен на четверть», «один километр дороги в Астане стоит 1,4 млрд тенге». Уже по этим двум цитатам из выступлений акимов столиц видно, что настрой у них разный.
Отчетные встречи с населением состоялись в Алматы и Астане вчера, 24 февраля. Новостные агентства дали, естественно, только самые яркие цитаты из них.
НАКАНУНЕ.kz сравнил выступления градоначальников.
Так, аким Астаны Адильбек Джаксыбеков предложил поднять плату в государственных детсадах до уровня частных — это сократит многотысячные очереди. «Каждый день встает на очередь 90—100 малышей — это более 35 тысяч в год, поэтому проблему нужно решать комплексно, — дал указание Джаксыбеков и объяснил, как: — Во-первых, нужно уравнять оплату в государственных детских садах с частной. Оплата за их услуги на сегодня не покрывает даже питание, не говоря уже о других затратах. Это поможет привлечь активно частный бизнес в строительство дошкольных учреждений. Надо создавать условия для свободной и здоровой конкуренции — очереди и дефицит исчезнут».
Сегодня 90 тысяч детей стоят в очереди на места в государственных детсадах Астаны, где плата составляет чуть более 15 тысяч тенге. Месяц в частном саду обойдется от 30 до 75 тысяч тенге.
В то же время мэр Алматы Бауржан Байбек еще в январе уменьшил плату в государственных детсадах, выделив из бюджета 3 млрд тенге. До 1 января алматинские родители платили 27 тысяч тенге, пишет агентство «Новости Казахстана», после увеличения размера МРП цена поднялась до 38 тысяч — и детей стали забирать из садиков. Теперь алматинцы платят только 15 тысяч.
Разные проблемы привлекают внимание градоначальников. Адильбека Джаксыбекова волнует долевое строительство. Он считает, что обманутые дольщики сами виноваты в своем несчастье. «За истекший год было выявлено 909 нарушений по строительству и 38 фактов незаконной реализации жилья. Нас очень беспокоит, что в городе могут быть не завершены объекты, что многие люди остаются без крыши над головой, отдав свои последние деньги, но ведь каждый из них понимал, что долевое участие в строительстве сопряжено с определенными рисками», — сказал он.
Аким заметил, что дольщики «сами выбирали» таких подрядчиков, хотя «мы их неоднократно предупреждали», «а когда дело дошло до обмана, напрямую апеллируют к акимату, к власти, не решая свою проблему законным путем через суд», посетовал на трудную долю акимата Джаксыбеков.
Алматинский же аким озабочен безобразными заборами. Причем настолько, что объявил о запуске программы «Алматы — город без заборов». «За границей люди выходят из домов сразу на улицу — и жизни радуются. А у нас очень много дворов до сих пор огорожены. Заборов должно быть меньше», — настаивает выпускник музыкальной школы города Любека.
Байржан Байбек напомнил, что «акимат города стоит без забора — ничего страшного не происходит», и порекомендовал руководителям госорганов и акимам районов города следовать этому примеру.
Сам же алматинский аким решил последовать примеру мэра Лондона Бориса Джонсона и ездить на работу на велосипеде: «Сегодня 86 сотрудников акимата пересядут на велосипеды. Я сам планирую сесть на велосипед. Все наши машины мы переведем на газ. Если мы не покажем пример, кто его покажет? Это же не Астана, здесь теплая погода. Здесь круглый год можно гулять».
Действительно, по астанинским снегам на велопеде не разгонишься, поэтому столичный аким вместо велодорожек пообещал строить очень дорогие дороги. «Чтобы поддерживать дорожную сеть в нормальном состоянии, мы ежегодно должны выполнять плановый объем по строительству, реконструкции и ремонту дорог в объеме не менее 10% от их протяженности. В прошлом году выполнены работы на более чем 70 км дорог. Не каждый знает, что один километр шестиполосной дороги обходится бюджету в среднем в 600 млн тенге, а если считать вместе с инженерными сетями, то стоимость возрастает до 1,4 млрд тенге», — сообщил он.
Правда, Джаксыбеков тут же оговорился, что «в таких странах, как Финляндия или Германия, такой же промежуток будет стоить от 4 млрд тенге». Интересно было бы узнать, сколько немецкая или финская дорога «пролежит» без ремонта и сколько — астанинская или алматинская?
Так же будет интересно посмотреть, как пересядут на велики не только чиновники, но и студенты в Алматы. «Перед КБТУ тысячи машин стоят, — возмутился на той же встрече с населением Байбек. — Невозможно ни с детьми, ни с колясками пройти. Почему люди должны страдать от этого? Опять же наши студенты — это их машины. На дорогих машинах ездят. Надо убрать! Пусть ездят на велосипедах, пешком пусть ходят. Потом заработают, будут ездить на машинах. Надо создать условия, чтобы люди здесь ходили. Как Ян Гейл разработал».
Вообще, судя по всему, датский архитектор совершенно очаровал алматинского городского голову. Во всяком случае, имя Яна Гейла Бауржан Байбек поминает всуе, аки господа. Будут ли исполнены заветы иностранного специалиста — посмотрим...
В чем оба градоначальника абсолютно сходятся — это в концепции общественного транпорта. И в Астане, и в Алматы будут выделять полосы для автобусов. В южной столице названы проспект Раимбека, улицы Толе Би, Тимирязева, Желтоксан, Наурызбай-батыра, Сейфуллина, Гоголя — всего семь, хотя аким добавил: «и ряде других улиц». В Астане так называемые busline уже введены на шести улицах и весной планируется ввести еще на восьми.
А недовольным «выделенками» водителям личного транспорта дал совет аким Алматы: «Если у вас есть большой джип и вы хотите ездить на нем — стойте в пробках. Хотите быстро и недорого двигаться — пересаживайтесь на автобусы». Также Байбек сообщил, что 37 млрд тенге из городского бюджета в 2016 году будет направлено на увеличение подвижного состава в метро. По планам акимата, к 2020 году количество алматинцев, пользующихся общественным транспортом, должно вырасти с 32% до 50%.
Астана, вслед за Алматы, вводит электронную систему оплаты — в мае этого года, видимо, когда в южной столице устаканится «Онай». Конечно, алматинцам в этом случае не хочется быть подопытными кроликами, но куда денешься. Не только Алматы, весь Казахстан на новую столицу работает.