Чиновники пытаются нас убедить в том, что обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) – благо для казахстанцев. Так почему же застрахованные пользователи системы неделями ждут УЗИ или компьютерной томографии? Куда идут собранные в рамках ОСМС миллиарды?
По словам директора алматинского филиала Фонда социального медицинского страхования Тлеухана Абилдаева, система обязательного социального медстрахования (ОСМС) была запущена в 2020 году. С появлением ОСМС объём финансирования медицинских учреждений вырос. Если раньше государство тратило до триллиона тенге в год на медицину, то в этом году объем финансирования вырос до 1,8 трлн, из которых 700 млрд составили деньги Фонда обязательного социального медицинского страхования.
Как уточнил Абильдаев, в Казахстане застрахованы 15,9 млн человек, пока не застрахованы 2,9 млн. В фонд страхования делает отчисления, во-первых, государство (за детей, пенсионеров, инвалидов, беременных), во-вторых, работодатели, в-третьих, самозанятые граждане вносят по 2 тысячи тенге в месяц за себя.
Абилдаев уверяет, теперь гражданам стало легче получить качественную медицинскую помощь, в частности стали доступнее дорогостоящие диагностические процедуры, сложные операции.
Другие участники дискуссии с ним не согласились. Кардиоанестезиолог-реаниматолог Каиргали Конеев говорит, что люди по-прежнему в основном платят за медицинскую помощь из своего кармана. Происходит это так: врач направляет пациента на УЗИ, выясняется, что пройти его по страховке можно, к примеру, только через месяц, а платно – хоть сейчас. Причём платные услуги предоставляет та же поликлиника, что работает по ОСМС, подчёркивает эксперт.
Ведущий шоу Ерканат Копжасар обеспокоен тем, что казахстанцы не знают, на что они имеют право в рамках ОСМС и как это право отстоять. Он интересуется, как доносится информация о страховании до населения. Абилдаев пояснил, что в акимате Алматы есть штаб, занимающийся разъяснением работы системы, в каждой поликлинике также имеются специалисты, которые объясняют врачам и другим работникам медучреждений механизмы функционирования системы и учат работе с пациентами.
По словам Ерканата Копжасара, "31 канал" недавно разместил пост в соцсетях об обязательном медицинском соцстраховании, и на него откликнулись около тысячи человек. Почти все они писали о низком качестве обслуживания, о том, что в поликлиниках то нет необходимых узких специалистов, то отсутствует оборудование. И в итоге приходится обращаться в платные медицинские центры.
Абилдаев заверил, что так быть не должно. У врачей есть база участвующих в ОСМС как государственных, так и частных медицинских учреждений. В базе они могут посмотреть, где есть требующийся специалист или услуга и направить пациента туда бесплатно. Если этого не происходит, нужно жаловаться: например, позвонить на короткий номер 1406.
Если же в каком-то небольшом населенном пункте нет возможности оказать помощь заболевшему, то его врач может направить в Алматы или Нур-Султан, и это тоже будет оплачено страховкой. К примеру, в Алматы с фондом обязательного медстрахования сотрудничают более 1,3 тысячи медучреждений, в том числе частных, так что нужного специалиста найти можно.
Однако почему-то врачи на приёмах это пациентам не объясняют.
Каиргельды Конеев полагает: медики не объясняют пациентам указанную схему работы по страховой медицине потому, что в тех же самых учреждениях, где оказывают бесплатную помощь по страховке, есть и платные услуги. Поликлинике или медицинскому центру выгодно навязать свои платные услуги пациенту, вместо того чтобы помочь ему получить их бесплатно.
Абилдаев, комментируя это, предложил задавать вопросы или жаловаться в фонд по номеру 1406 или через сайт Fms.kz.
Юрист Гульмира Карасай задает вопрос:
«Пишут, и в основном сотрудники медорганизаций, что направление на МРТ и КТ могут выписать только раз в месяц одному пациенту. Например, обладателю награды "Алтын алка" или человеку с ограниченными возможностями. Если выпишут больше нормы, то получат выговор: мол, у системы ОСМС не хватает на это денег. Нас сейчас смотрят и медработники. Это не значит, что они не хотят помочь человеку. Одного УЗИ может быть недостаточно для определения диагноза, потребуются МРТ и КТ. Но направить не могут, потому что сверху будет спрос. Так их ограничивают. Есть ли лимит?"
Тлеухан Абилдаев заверил, что никаких лимитов нет. Необходимость в проведении той или иной диагностической или лечебной процедуры определяет лечащий врач, равно как и медикаменты, которые пациент также сможет получить по страховке бесплатно.
Иногда дело доходит до суда
В таких случаях, как поясняет главный медицинский инспектор по городу Алматы Эльмира Ауезова, нужно обращаться в Комитет медицинского и фармацевтического контроля. Это можно сделать через сайт Egov.kz или позвонив в комитет напрямую по номерам 382-34-38, 382-35-15 в Алматы. Номера телефонов по другим регионам можно посмотреть на сайте комитета. Если не получится, можно звонить по алматинскому номеру
"С нами связался житель города Иссык по этому вопросу. Ребёнок случайно перерубил себе палец до середины. Едут они в больницу. Их отправляют туда-сюда. В итоге не нашлось того, кто может помочь. Не нашли ни одного хирурга. Пациент – участник системы ОСМС. Поехали в частную клинику, где им благополучно всё зашили. В государственной больнице сказали, что надо отрубать, сшить не получится. Какое наказание предусмотрено за подобные попытки госучреждения уйти от ответственности?"
"Если позвоните по контактному номеру 382-34-38, мы не станем переключать туда или сюда. Объясним, что, кому и как написать. Скажем, куда обратиться в регионе. Это не ограничивается одним только регионом. Все мы относимся к Минздраву, все делаем общее дело. Поэтому ни одно обращение не останется без ответа", – добавила Эльмира Ауэзова.