"... в отличие от Алматы Талгар сохранился... И городская сеть нам известна, и благоустройство, и грамотность горожан, и фортификации, и культура, и торговые связи, и ремесло..."
Ну а куда все делось то в Алматы?..
Раф, при всем уважении, позвольте пару слов за академика.
(Сразу же оговорюсь, что я лично совершенно не согласен с 1000-летним юбилеем и, так же как и Вы, считаю его притянутым за уши. Но немного по другой причине.)
Итак, "куда же все делось в Алматы?".
Вы знаете, академик прав - всё под а-атинским асфальтом.
В частности, там сохранившиеся вплоть до 20-х годов прошлого века городские укрепления (о них свидетельствует множество документов еще времен Верного).
Там же огромное количество посуды, утвари, украшений домонгольского средневековья (постоянные находки зафиксированы в верненских доках и на всем периоде советского строительства).
Там же остатки водопровода (в частности, трубы найдены на Пастера-Масанчи в середине ХХ века, когда о грядущем 1000-летнем юбилее не заботились).
И кроме К.Байпакова о древней городской культуре на месте нынешней А-Аты знали Бартольд, Пантусов, Городецкий, которые особо не заморачивались идеологической подоплекой датировки.
Вот, к примеру, говорящий за себя перечень некоторых находок советского времени:
"бусы из сердолика, железные ножи, обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики"
"фрагменты керамики X—XII в.в., жернова"
"остатки кузнечной мастерской, кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м"
"хранилище с глиняными сосудами"
"топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия"
"клад керамики, характерной для XI—нач. XIII вв — два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два поливных сосуда..."
Это далеко не полный перечень только из одной работы, написанной (подчеркиваю) в советское время.
Таким образом, мы видим здесь "и благоустройство, и фортификации, и торговые связи, и ремесла".
Т.е., все то, что позволяло неангажированным специалистам говорить о наличии древних поселений городского типа на месте современной А-Аты даже без тех нескольких монет, которые вызывают вполне справедливые вопросы.
Ничего удивительного в этом нет, поскольку здесь по Шелковому пути города были буквально на каждом шагу. Была процветающая городская культура. Кроме Тальхиза всем известны Самсы, Лавар, Чилик, Талды-Курган, огромный Каялык и десятки (если не сотни!) городищ поменьше. Их крепости со стенами, рвами, башнями, воротами, улицами фундаментов сохранились до сих пор. Их можно посмотреть, пощупать.
И все они датируются практически одним периодом: IX - ХIII в.в. с небольшими расхождениями. То есть, насчитывают ту самую 1000-летнюю историю.
Поэтому вопроса, был ли 1000 лет назад город на территории А-Аты, просто не существует.
Зато есть другой вопрос (лично для меня - риторический): можно ли считать историю города с 500-600 -летним перерывом.
Ведь с ХIII до ХIХ века никакого города здесь не было. И это - тоже истина.
Так вот, как сказал выше, считаю новую дату надуманной.
Историю нашей А-Аты нужно вести с Перемышльского, а не с тех персидско-согдийских поселений, что базировались в этих местах 1000 лет назад.