Это так, в качестве размышлений по поводу японцев в нашем городе:
1. К результатам поисков в инете надо относится очень осторожно (скажем как и к результатам поисков в архивах), поскольку очень многое просто лямзится друг у друга, и потом выдается зп истину в последней инстанции . Ссылки найденные (конкретно http://rus.azattyq.o...e/27222220.html) принадлежит не без известному А.Назарову (вот так, вот ), и скажем так, отношусь и к нему и к его подходам далеко не однозначно. Упомянутый Андрей Чернов , как бы, при внимательном, еще раз, прочтении, вызывает все меньше и меньше доверия . Не думаю. что сильно ошибусь, если назову его мотивы как флюгер. И, да, кстати, А.Назаров, выложил, как бы "с барского плеча" (ц) как бы исходник :
Поскольку читать выложенное трудно - обрезал, и отконтрастировал , больше ничего не менял
2. Пока складывается такая бодяга:
2.1. Был один лагерь № 40, но не единой зоной, а состоящий из 4 лаг пунктов =1. на месте нынешнего института энергетики и связи. 2. Также в районе мясокомбината (бывшее ЛТП). 3. около строящихся тогда завода тяжелого машиностроения (АЗТМ) = где??? Комсомольская 224, 226 и 228 - не подходят по определению, поскольку были построены ПОсле закрытия лагеря. аж через 10 лет!!!. 4. вагоноремонтного завода (район нынешних улиц Ауэзова и Гоголя). - Вот бы определиться детальнее . 5. на углу нынешних улиц Райымбека и Жумалиева (бывшей Кастекской).
2,2. Был ли один из лаг пунктов (филиалов) - центральным - пока не ясно
2.3. Все лаг пункты были выездными - в основном стройка
2.4. Все лаг пункты были. в среднем, 500-800 зека
2.5. Лагерь № 40 просуществовал немногим более двух лет.
2.6. Основные (подтвержденные из других источников) объекты : а) Первый дом в Кировском городке (на котором дата 1947), б) Отдельные цеха АЗТМ (мое имхо), в) два завода (ЖБИ и вагоно -ремонтный) в тупике по Ауэзова.
По Единым нормам расценок - каждый такой объект требует около года и 1000-1500 рабочих.
2.7. По поводу жилых дву-этажек, каждая такая 2-этажка требует бригады 20-30 человек и месяцев 7-8 работы. что во общем не исключает того, что несколько (5-10 максимум) было построено именно японцами. Но надо смотреть паспорта зданий или, хотя бы, реестр паспортов зданий (эти документы, в обязательном порядке, должны быть в КСК, и смотреть на даты ввода 1946 -1947). Почему упустил 1948-1949 - скажу ниже.
2.8. Что мы еще знаем про японцев: а) асфальтирование одной или двух дорог (при ручной работе - бригады человек по 15) и б) лепнина и тонкие отделочные работы в театре Абая. в) Работы (вспомогательные) на каскадах ГЭС, в основном бетонные работы и пробивка технологических дорог. Вот этим и занимался оставшийся лаг пункт, имхо, после закрытия лагеря.
Зы: По трудо затратам, такая картинка мне кажется более вероятной, имхо....