Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Уважаемые Парламентарии!
С 1 января 2014 года Правительство РК предлагает увеличить ставки налогообложения транспортных средств – на легковые автомобили объемом двигателя свыше 3 000 до 4 000 куб. см. сразу на 200-400%, а на грузовые свыше 15 тонн более чем на 1 000%.
Авторы проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения», обосновывают увеличение налоговых ставок следующими доводами:
- усилить фискальную функцию налога на транспорт в части налогообложения предметов роскоши;
- исключить резкое различие налоговой нагрузки между ставками налогообложения на автомобили с объемом двигателя свыше 3 000 до 4 000 куб. см. (15 МРП) и свыше 4 000 куб. см. (117 МРП);
- обеспечить плавный рост нагрузки и соблюсти принцип, чем больше загрязняешь, тем больше платишь, повысив ставки налога на автомобили в диапазоне свыше 3 000 до 4 000 куб. см.
Мы бы хотели обратить Ваше внимание на следующее:
- отнесение автомашин с объемом двигателя 3 000 - 4 000 куб. см. к предмету роскоши не корректно, т.к. зачастую это бюджетные автомашины, удобные для семьи и наиболее подходящие по своим характеристикам к нашим дорожным условиям;
- многие граждане, приобретая автомашины, учитывали свои финансовые возможности по оплате налога на транспорт в размере, действующем на момент покупки (15 МРП);
- предполагаемое повышение не исключает резкого различия налоговой нагрузки, т.к. автомашины до 3 000 куб. см. имеют ставку налогообложения значительно ниже;
- в проекте не учтены автомашины с гибридными двигателями свыше 3 000 куб. см., характеристики расхода топлива и выброса вредных веществ которых схожи с малолитражными автомашинами;
- многократное увеличение ставок налогообложения грузовых автомашин с грузоподъемностью свыше 15 тонн (под данные параметры подпадает практически любая так называемая «фура») может привести к росту цен на товары общего пользования.
На основании вышеизложенного, просим отклонить поправки в Налоговый кодекс РК, касающиеся изменений ставок налогообложения транспортных средств.
Вместе с тем, необходимо отметить, что существующая в настоящее время в Казахстане схема налогообложения транспортных средств не отвечает ряду принципов государственной политики по налогообложению и заботе об экологии. В частности, имеется возможность ухода от уплаты полной стоимости налога путем переоформления автомобилей на льготников. Кроме того, действующая схема налогообложения транспортных средств не учитывает факта, что автомобили с меньшим объемом двигателя могут больше выбрасывать вредных веществ в атмосферу и влиять на состояние дорожного покрытия (частая эксплуатация, неудовлетворительное техническое состояние и др.).
В этой связи обращаемся с инициативой дать поручение соответствующим государственным органам проработать вопрос перехода к схеме уплаты налогов на транспортные средства путем его включения в стоимость заправляемого топлива, что успешно применяется в ряде развитых стран.