Нехорошо, однако, что у нас в городе - который был центром строительства Турксиба - нет ни одного мало-мальского артефакта эпохи, пусть даже не 30-х годов, а вообще никакого. Нехорошо, но вполне понятно, почему...
Поэтому историю нашей жд приходится изучать на примерах других городов, например, Чу. Абыдна, да .
Сопли пузырями от осознания собственной важности они вот не выдувают и фиги на ногах не крутят - а паровоз есть, серии Л, каковой таскал грузовые составы в 50-70-ые годы и неоднократно бывал и в Алма-Ате. Возможно, именно этот локомотив видал я на станции в свои годы...
Выпущен в 1954 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции, вроде на нем будущий красный маршал Клим Ефремыч слесарил...
Формы достаточно стройные.За паровозом - специальный вагон для угля, называемый тендер. Сейчас тендером называют совсем другое, связанное с возможностью еще раз украсть денег
Вблизи паровоз, конечно, производил - особенно на детские души - впечатление неизгладимое...Огромное живое существо с богатырскими выдохами, сиящий десятками начищенных частей, старательно окрашенные дышла, колеса и кулиссы.
Дым валит сверху, пар снизу, пожилой усатый (обязательно!) машинист в кителе и фуражке-с-молоточками, безусый помощник и разбитной кочегар.
Когда состав трогался - паровоз несколько раз прокручивал колесами по рельсам, потом схватывался и и все быстрее и быстрее выдыхая чудовищные облака дыма набирал скорость. Провожающие, чихая от падающей сажи, махали платочками вслед...
Западнее метров 300 нынешнего вокзала А-Ата первая была паровозная водокачка, где грели для паровозов воду (заливали кипяток в котлы) и параллельно для бани, что была пониже Осипенко.
Туда с проезжающих составов обязательно бегали за кипяточком, целая вереница людей умывалась-брилась и прочее, поезда-то в своей массе были очень неспешные, успеешь вымазаться...