Площадь, занимаемая укрепленной частью, составляет 9 га. По углам вала и по периметру располагались башни, за валом имелся ров. Два въезда находились один напротив другого в середине юго-западной и северо-восточной стен. Соединялись они дорогой, делившей всю территорию города на две почти равные части. К укрепленному центру со всех сторон примыкали постройки, составлявшие своеобразный торгово-ремесленный пригород, вместе с которым город занимал территорию без малого 30 га. Это было тесное скопление домов, располагавшихся вдоль магистральных или чаще всего внутриквартальных улиц. В отличие от современной застройки, где улицы являются разделительными линиями, раньше каждая улочка являлась своеобразным объединителем группы домов, отделявшихся от города глухими фасадами, задними и боковыми стенами крайних домовладений. Это был замкнутый со всех сторон блок построек, изолированных от других. Квартал состоял из 6-15 домов, в которых жили люди, связанные родственными отношениями, общностью профессии и религиозных взглядов. Городской квартал Талхиза занимал 3500-5000 кв.м., а всего на городской территории, составлявшей около 30 га, было не менее 60-ти кварталов.
Постепенно вырисовывается характер городского жилища. Это был дом, состоящий из двух-трех и более помещений. В жилых комнатах устраивались очаги-тандыры, служившие и для обогрева, и приготовления пищи, в том числе, и для выпечки лепешек. В хозяйственных помещениях имелись погребки, закрома для хранения продуктовых запасов. В большинстве домов сооружались большие зернохранилища, в которых хозяева держали хлеб для себя и на продажу.
К дому примыкал двор, окруженный глухими заборами – каменными и глинобитными. Внутри двора устраивались загоны для овец и коз, конюшни, сараи для коров и молодняка. Как видим, скотоводство продолжало играть большую роль в жизни древних талгарцев, ведь город в Илийской долине формировался из принимавших оседлый образ жизни кочевников. О том, что пережитки кочевого уклада еще долго сохранились в быту горожан, говорят находки остатков оснований юрт во дворах некоторых домов. То есть, наряду со стационарным домом, использовалось традиционное жилище, которое было незаменимым в летнюю жару. Такое сочетание – характерная черта для перешедших к оседлости кочевников.
Город, как удалось установить, начал формироваться в Илийской долине в конце VIII- IX в.в., особенно интенсивно этот процесс шел в X- начале XIII в. – в это время город превращается в крупный экономический, политический и культурный центр. В нем развивались ремесла – кузнечное, медницкое, гончарное, стекольное, ювелирное, косторезное, металлообрабатывающее. Распространено было строительное дело. Обо всем этом рассказывают находки: кузнечный инструментарий – наковаленки, совки, железные кованные изделия – лемеха для пахотных орудий, плотничьи топоры, ножи, подковы, цепи, скобы. Многочисленные поделки из бронзы, меди, серебра, стекла.
При раскопках наиболее часто встречаются целые (и в обломках) сосуды из обожженной глины. Это и огромные (вместительностью до 200 л.) емкости для хранения зерна и изящные чаши с замысловатым рисунком под прозрачной глазурью, и светильники-чираги, покрытые зеленой и коричневой поливой. Из глины изготавливались детские игрушки – миниатюрная посуда и фигурки лошадок.
Высокого совершенства достигло косторезное ремесло – изготовление различных украшений, пуговиц, пряжек. Из кости сделаны и найденные на городище шахматные фигурки.
Талгар находится в узле караванных путей, соединяющих Запад и Восток, вот почему здесь обнаружены высокохудожественные изделия из металла, изготовленные на Среднем Востоке.
Население города состояло из тюрко-язычных племен, в том числе карлуков, джикилей, тухси, усуней, дулатов.
В X -XI веке горожане уже приняли ислам. Об этом свидетельствуют раскопанные мусульманские погребения, как на самом городище, так и на городском кладбище, расположенном на южной окраине городища на склонах гор. Но и в быту жителей, и в погребальном обряде еще сохранилось много языческих черт, связанных с шаманизмом, культом неба и земли, культом животных (тотемизмом). Раскопано, например, погребение собаки, культ которой был распространен у многих тюрко-язычных племен и народов. Так, у тюрко-язычных племен Алтая и Сибири до недавнего времени бытовал обычай хоронить собаку на горе, на высоком чистом месте. Так считалось, что животное переселялось в другой мир – туда, где находились, якобы, умершие люди, которым оно при жизни служило.
Жизнь в Талгаре резко изменилась после того, как Семиречье в начале XIII века было завоевано татаро-монголами. Здесь стал преобладать скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришли в упадок, и во второй половине XIII века город прекратил свое существование.
Т.Савельева, научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Валиханова АН Каз.ССР:
ТАЛГАР РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
Нынешним летом на городище Талгар вела раскопки Семиреченская археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР.
Для раскопа был выбран участок древнего города, примыкающий к берегу Талгарки. Даже сейчас на заросшей травой, изрытой современными арыками поверхности опытный глаз специалиста может различить контуры бывших построек. Археологи предполагали найти здесь жилые постройки и не ошиблись.
К концу работы после расчистки наносов земли, песка и камней стало ясно – обнаружена городская усадьба, возраст которой не менее 8-10 веков.
Усадьба занимала площадь около 350 квадратных метров. Состояла она из жилой части и обширного, окруженного каменными стенами двора. Внутрь усадьбы вели два въезда, один – со стороны реки, другой – со стороны улицы, проходившей южнее. Дом был углублен в землю. Основания стен его сложены из массивных камней, тщательно подогнанных один к другому и скрепленных раствором глины. Верхние части стен были глинобитные. Кровли, видимо, плоские, опирались на деревянные балки. Сверху на балки был положен хворост, обмазанный слоем глины, смешанной с золой. Такой состав обмазки хорошо защищал от дождя и талого снега.
Всего в доме было семь помещений, из которых три – жилые, остальные использовались под амбары и различные кладовые. Жилье отапливалось «по-черному» - ояагами в виде углубленных в землю ям или очагами в виде доживших до наших дней тандыров – круглых, открытых сверху печей, слепленных из глины. Последние предназначались для выпечки лепешек. Еду варили в глиняных котлах, которые ставились на тандыр сверху.
В амбарах и кладовых имелись различные по размеру закрома, сложенные из камня, погребки в виде ям. В амбарах хранился запас зерна, сухих фруктов. Ямы были своеобразными холодильниками – в них держали молочные продукты, мясо. Судя по площади, занимаемой амбарами, зерна в них было гораздо больше, нежели необходимо на прокорм одной семьи. Поэтому можно считать, что часть зерна предназначалась на продажу.
Раскопки двора выявили очень интересную картину. Оказалось, что он не был абсолютно пустым, как предполагалось раньше, а сплошь занят различного рода постройками для содержания скота – конюшней, коровником, овчарней. Всего было четыре постройки. Они примыкали к стенам двора изнутри по периметру. Два загона предназначались для содержания овец и коз. Еще один – и для крупного рогатого скота. В нем имелся обогреваемый отсек для молодежи. В юго-восточном углу двора устроена конюшня с тремя перегородками.
Анализ костей животных, проведенный специалистами – палеозоологами, показал, что жители усадьбы держали овец, коз, коров, лошадей, ослов и верблюдов. Последние использовались как тягловая сила.
Среди населения города, а вполне вероятно, и в раскопанной усадьбе, имелись охотники. Об этом также поведали найденные кости, принадлежащие оленю-маралу, барсукам, волку, гусю. Особенно много костей барсука. Видимо, и тогда знали лечебные свойства барсучьего жира.
При раскопках собраны многочисленные предметы быта. Это прежде всего обломки глиняной посуды. Здесь и котлы для приготовления пищи, и водоносные кувшины, столовые чаши, кружки и огромные сосуды – хумы для хранения воды. Особенно красивы были чаши, покрытые глазурями и украшенные подглазурной росписью.
Найдены изделия из железа – ножи, наконечники стрел, пряжки, браслет, подковы, крючки. Особенно интересны найденная неподалеку от усадьбы, в обрыве реки большая группа железных наконечников сох, вислообушный топор и многочисленные кузнечные заготовки. Из кости сделаны заколки, накладки для луков, украшения.
Словом, получен большой интересный материал, над которым еще надо работать, но уже и сейчас ясно, что наши представления о жизни населения Талгара X- XIIв.в. расширены
.
Галия Шимырбаева, корреспондент – Казахстанская правда, 2003, 8 марта