1
Маски и Роли со_зависимых. Часть 4: Удобный ребёнок
Опубликовал: Радуга:),
01 Апрель 2017
·
1 651 Просмотров
психология дети и родители зависимость со_зависимость
Основные сценарные послания:
***Тише воды, ниже травы.
Люди, имеющие такое послание, боятся играть ведущую роль.
Они теряются, когда их просят выступить на собрании. Они могут успешно работать в роли подчинённых, при этом они не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения.
Одним из вариантов этого приказание является послание: «Не проси того, что ты хочешь».
В подобных случаях человек получил от своих родителей невербальное послание: «Я буду терпеть тебя, если ты поймёшь, что ты и твои желания здесь ничего не значат».
*** Будь чужим.
Человек, подчиняющийся этому приказанию, чувствует себя чужаком среди людей, и поэтому его часто считают нелюдимым и замкнутым.
Родители такого человека могли культивировать это послание из-за своего неумения общаться.
В другом случае родители могли передавать ребёнку невербальные послания, подкрепляя их затем вербальными посланиями, о том, что он отличается от других детей.
Родители могут так поступать из-за национальности, здоровья или особенностей характера ребёнка.
***Держи дистанцию.
Это приказание может включать запрет на физическую близость или может означать: «Не будь эмоционально близким».
Подобные послания обычно передаются из поколения в поколение в семьях, в которых не принято физически ласкать друг друга или говорить о своих чувствах.
Родители могут передавать это послание и своим отказом от физического контакта с ребёнком, хотя друг с другом и с другими людьми они ведут себя по-другому.
Один из вариантов «Не будь близким» является послание «Не доверяй».
Человек, имеющий такое приказание, будет постоянно подозревать окружающих его людей. Даже если они будут хорошо к нему относиться, он всё равно будет считать, что его отвергают.
Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он может затеять ссору, а после разрыва сказать: «Я же говорил, что так и выйдет!». Такое послание ребёнок получает в том случае, если один из родителей или оба неожиданно уходит, умирает или надолго оставляет ребёнка.
Часто подобное приказание подкрепляется в дальнейшем попытками родителя обмануть, оскорбить ребёнка или использовать его в своих интересах.
УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СПОСОБА ВЫЖИВАНИЯ:
Потерянный ребенок
Дети быстро хватают то, за что их хвалят. Может быть, ему часто говорят: «Ты такой молодец, тебя не видно и не слышно, с тобой никаких забот». Всё, надевает маску того, которого любят за то, что он не отсвечивает.
Сидит в песочнице, строит замочки, имеет 150 поводов для освобождения от физкультуры (психосоматика). Его нужно всё время внедрять в общество, чтобы развивал коммуникативные функции.
Постоянно находится в одиночестве из-за неумения строить отношения.
ВНЕШНЯЯ МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, ВИДИМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
- одиночка
- мечтатель
- спокойный на вид
- смотрит на жизнь как бы со стороны, часто компенсируя это питанием, игрушками и тп.
- люди такого типа склонны к полноте, потому что наша полнота – это между ушей. Кожа – единственный барьер, который нас связывает с громадной Вселенной. Все проблемы кожные и проблемы подкожные – это, как правило, проблемы головы: страх и гнев. У многих людей всё в порядке с обменом веществ, но они боятся и поэтому выращивают барьер между внешним миром и самими собой.
- привязывается к вещам, а не к людям. Людям не досаждает, потому что роль не позволяет.
- застенчивый
- основные стратегии поведения: избегание, уступка
ЧУВСТВА, ВНУТРЕННИЙ МИР:
- одиночество
- чувство покинутости
- обидчивость
- печаль
- тревога
- возможны частые заболевания/аллергии
Иногда, когда родители ругаются, демонстративно равнодушен: «Вот ругаются, дураки», делая вид, что ему всё равно, но это – всего лишь маска.
РОЛЬ В СЕМЬЕ:
- облегчение для взрослых
- удобный ребенок
- памперсный характер: формируется в результате нарушений развития в возрасте 0-1 (пассивный) и 1-3 (памперсный)
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ:
- нерешителен
- без интереса к жизни
- не умеет радоваться
- заменяет радость суррогатами: вкусно поесть, посмотреть кино, почитать книжку.
- может наблюдать жизнь в телевизоре, избегая своей, может так провести всю жизнь
- одинок во взрослом возрасте
- неразборчив в связях (перелетает с цветка на цветок)
- не умеет говорить нет
- склонен к ранней смерти
- живёт в мире фантазий (избегание - любимый стиль поведения в конфликте)
- высокая склонность к нарушениям сексуальной ориентации
- быстро становится зависимым, т.к. зависимость даёт эффективный уход в фантазии и воображаемый мир, куда он погружается из реального
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТ ПОМОЩЬ И ИЗМЕНИТ_СЯ:
- независимый
- талантливый в творчестве
- богатое воображение находит применение
- находчивый
- настойчивый
- умеет тонко чувствовать людей
КАК ПОМОЧЬ:
- выравнивание перекосов развития 0-1:
*научить ребенка распознавать, называть и адекватно проживать свои эмоции
*научить ребенка распознавать и называть свои потребности (см. приложенную пирамиду Маслоу)
*научить ребёнка раздавать себе "пушистиков", просить о них и давать их другим людям
-выравнивание перекосов развития 1-3:
*описательная похвала (похвала за действия)
* поменьше критики: вначале похвала, потом критика; критиковать действия, а не ребёнка
*поощрение самостоятельности
*правила вместо запретов
- выравнивание перекосов развития 3-7:
* отказ от сравнений с другими людьми в любую сторону
*научить ребёнка стилям поведения в конфликте
Всё это дети усваивают автоматически от родителей. Т.е. всегда родитель меняется сам, тем самым помогая и ребёнку.
Если речь идёт о взрослом (от 20 л) - сходить на тренинг "Транзактный анализ" по Бёрну, там обучают выравнивать 0-1 и 1-3, а более продвинутые стили поведения в конфликте - компромисс и сотрудничество - человек после этого усвоит самостоятельно.
часть 1: как появляется маска
часть 2: Герой
часть 3: Плохиш
часть 5: Шут
***Тише воды, ниже травы.
Люди, имеющие такое послание, боятся играть ведущую роль.
Они теряются, когда их просят выступить на собрании. Они могут успешно работать в роли подчинённых, при этом они не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения.
Одним из вариантов этого приказание является послание: «Не проси того, что ты хочешь».
В подобных случаях человек получил от своих родителей невербальное послание: «Я буду терпеть тебя, если ты поймёшь, что ты и твои желания здесь ничего не значат».
*** Будь чужим.
Человек, подчиняющийся этому приказанию, чувствует себя чужаком среди людей, и поэтому его часто считают нелюдимым и замкнутым.
Родители такого человека могли культивировать это послание из-за своего неумения общаться.
В другом случае родители могли передавать ребёнку невербальные послания, подкрепляя их затем вербальными посланиями, о том, что он отличается от других детей.
Родители могут так поступать из-за национальности, здоровья или особенностей характера ребёнка.
***Держи дистанцию.
Это приказание может включать запрет на физическую близость или может означать: «Не будь эмоционально близким».
Подобные послания обычно передаются из поколения в поколение в семьях, в которых не принято физически ласкать друг друга или говорить о своих чувствах.
Родители могут передавать это послание и своим отказом от физического контакта с ребёнком, хотя друг с другом и с другими людьми они ведут себя по-другому.
Один из вариантов «Не будь близким» является послание «Не доверяй».
Человек, имеющий такое приказание, будет постоянно подозревать окружающих его людей. Даже если они будут хорошо к нему относиться, он всё равно будет считать, что его отвергают.
Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он может затеять ссору, а после разрыва сказать: «Я же говорил, что так и выйдет!». Такое послание ребёнок получает в том случае, если один из родителей или оба неожиданно уходит, умирает или надолго оставляет ребёнка.
Часто подобное приказание подкрепляется в дальнейшем попытками родителя обмануть, оскорбить ребёнка или использовать его в своих интересах.
УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СПОСОБА ВЫЖИВАНИЯ:
Потерянный ребенок
Дети быстро хватают то, за что их хвалят. Может быть, ему часто говорят: «Ты такой молодец, тебя не видно и не слышно, с тобой никаких забот». Всё, надевает маску того, которого любят за то, что он не отсвечивает.
Сидит в песочнице, строит замочки, имеет 150 поводов для освобождения от физкультуры (психосоматика). Его нужно всё время внедрять в общество, чтобы развивал коммуникативные функции.
Постоянно находится в одиночестве из-за неумения строить отношения.
ВНЕШНЯЯ МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, ВИДИМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
- одиночка
- мечтатель
- спокойный на вид
- смотрит на жизнь как бы со стороны, часто компенсируя это питанием, игрушками и тп.
- люди такого типа склонны к полноте, потому что наша полнота – это между ушей. Кожа – единственный барьер, который нас связывает с громадной Вселенной. Все проблемы кожные и проблемы подкожные – это, как правило, проблемы головы: страх и гнев. У многих людей всё в порядке с обменом веществ, но они боятся и поэтому выращивают барьер между внешним миром и самими собой.
- привязывается к вещам, а не к людям. Людям не досаждает, потому что роль не позволяет.
- застенчивый
- основные стратегии поведения: избегание, уступка
ЧУВСТВА, ВНУТРЕННИЙ МИР:
- одиночество
- чувство покинутости
- обидчивость
- печаль
- тревога
- возможны частые заболевания/аллергии
Иногда, когда родители ругаются, демонстративно равнодушен: «Вот ругаются, дураки», делая вид, что ему всё равно, но это – всего лишь маска.
РОЛЬ В СЕМЬЕ:
- облегчение для взрослых
- удобный ребенок
- памперсный характер: формируется в результате нарушений развития в возрасте 0-1 (пассивный) и 1-3 (памперсный)
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ:
- нерешителен
- без интереса к жизни
- не умеет радоваться
- заменяет радость суррогатами: вкусно поесть, посмотреть кино, почитать книжку.
- может наблюдать жизнь в телевизоре, избегая своей, может так провести всю жизнь
- одинок во взрослом возрасте
- неразборчив в связях (перелетает с цветка на цветок)
- не умеет говорить нет
- склонен к ранней смерти
- живёт в мире фантазий (избегание - любимый стиль поведения в конфликте)
- высокая склонность к нарушениям сексуальной ориентации
- быстро становится зависимым, т.к. зависимость даёт эффективный уход в фантазии и воображаемый мир, куда он погружается из реального
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТ ПОМОЩЬ И ИЗМЕНИТ_СЯ:
- независимый
- талантливый в творчестве
- богатое воображение находит применение
- находчивый
- настойчивый
- умеет тонко чувствовать людей
КАК ПОМОЧЬ:
- выравнивание перекосов развития 0-1:
*научить ребенка распознавать, называть и адекватно проживать свои эмоции
*научить ребенка распознавать и называть свои потребности (см. приложенную пирамиду Маслоу)
*научить ребёнка раздавать себе "пушистиков", просить о них и давать их другим людям
-выравнивание перекосов развития 1-3:
*описательная похвала (похвала за действия)
* поменьше критики: вначале похвала, потом критика; критиковать действия, а не ребёнка
*поощрение самостоятельности
*правила вместо запретов
- выравнивание перекосов развития 3-7:
* отказ от сравнений с другими людьми в любую сторону
*научить ребёнка стилям поведения в конфликте
Всё это дети усваивают автоматически от родителей. Т.е. всегда родитель меняется сам, тем самым помогая и ребёнку.
Если речь идёт о взрослом (от 20 л) - сходить на тренинг "Транзактный анализ" по Бёрну, там обучают выравнивать 0-1 и 1-3, а более продвинутые стили поведения в конфликте - компромисс и сотрудничество - человек после этого усвоит самостоятельно.
часть 1: как появляется маска
часть 2: Герой
часть 3: Плохиш
часть 5: Шут