1
Маски и Роли со_зависимых, часть 3: Плохиш.
Опубликовал: Радуга:),
31 Март 2017
·
1 203 Просмотров
психология дети и родители со_зависимость зависимость
Еще один способ получать внимание и признание.
УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СПОСОБА ВЫЖИВАНИЯ: Козёл Отпущения
В еврейском селении брали козла, священник служил определенную службу, складывая на него грехи всего селения. Потом его уводили подальше, где он погибал от жажды, голода или диких зверей: своими страданиями очищая селения.
С тех пор под козлом отпущения понимается человек, который страдает не за себя.
Мучает животных, задирает других детей. Получает от воспитательницы постоянные окрики и жалобы. Для него норма – получать ругань, это лучше, чем отсутствие внимания.
«Трудный подросток», «Плохиш»
ВНЕШНЯЯ МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, ВИДИМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
- враждебный
- нарушает субординацию
- референтная группа – сверстники
- угрюмый и замкнутый
- провокатор
- обвиняет других
- отрицание авторитета взрослых
- основные стили поведения в конфликте: соперничество, избегание
ЧУВСТВА, ВНУТРЕННИЙ МИР:
- обидчивый
- покинутый
- злящийся: злость – зонтичное чувство, вырастает на страхе отвержения
- чувство неполноценности
- очень низкая самооценка
РОЛЬ В СЕМЬЕ:
- Привлекает к себе внимание негативными методами.
- Любимые дети алкоголиков: на него можно свалить всё, что угодно: «Ты понимаешь, Вась, душа болит. Ростил-ростил, мерзавец получился. Наливай, наливай. Ну душа болит: не ребёнок, а подонок. Окно опять разбил, в школу вызывают... Я бы я не пил, но душа горит». Со_зависимая мама, которая уже с катушек съезжает, у которой уже нет сил, одно раздражение, способна на что угодно: и орать, и поддать, оправдывая себя тем, что ребёнок её довёл. Говорить «Я сейчас ору потому, что вы меня довели» - то же самое, что говорит алкоголик: «Я пью потому, что вы все сволочи». Или наркоман начинает рассказывать байки, почему он укололся: шел дождь/нет дождя, я учусь/я не учусь, или у меня много работы/у меня работы нет, или меня любят, задушили своей любвью/меня никто не любит – может бесконечно сидеть и наматывать. А на самом деле употребляет потому, что наркоман и хочет колоться, остальное – байки,чтобы себя убедить.
То же самое у со_зависимых: «Я так себя веду, я себя чувствую плохо потому, что вы...» - а это неправда. «Я так себя веду потому, что не умею себя по-другому вести» Может, мама моя вечно орала, когда у меня был мнение, отличное от её, она горлом брала – и я так себя веду. А не потому, что вы меня довели. Человек здоровый сам выбирает, как проживать свои чувства.
- может занять место «Героя», когда тот уедет из семьи
- формируется через нарушения развития в возрасте 0-1, на базе агрессивного и 1-3: выталкивающего характера
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ:
- самый первый становится алкоголиком или наркоманом
- склонен к криминалу: главарь банды
- рано уходит на улицу, а улица – штука жестокая
У девочек:
- ранняя незапланированная беременность
- проблемы с законом.
Эти дети тоже стремятся к любви, только получают ее по-своему. Раньше, если ты кирпичом засандалишь в окно в школе, вызовут папу и маму, и папаша по этому поводу может не нажраться, прийти в школу трезвым. И в стенгазете пропесочат: «Иванов, какой ты подлец». А подсознание ликует: «Наконец-то, обратили на меня внимание, да как много!» происходит подкрепление асоциального поведения.
Когда к этим детям делаешь шаг вперёд, они начинали меняться.
Дети плохо переносят развод, потому что в силу возраста чувствуют вину за разрушение отношений родителей: не от партнёра уходит родитель, а от ребёнка, потому дети воспринимают мир эгоцентрично. Ребенок не понимает сложностей отношений: у него ощущение, что его бросают. Поэтому отец часто воспринимается как сволочь, особенно если мама подливает масла в огонь. А если появится другой мужик, каким бы хорошим ни был, мало кто из детей его принимает. И вот тогда ребенок может напиться, приползти и упасть в прихожей, маманя его поднимает и по мордасам стучит, и моет. Что в подсознании? - «Она моя, а не этого козла, который сидит телевизор смотрит». Наше подсознание – штука непростая, будет получать любыми способами то, что ему не дали – любви, заботы, уважения.
Мучает животных, задирает других детей. Получает от воспитательницы постоянные окрики и жалобы. Для него норма – получать ругань, это лучше, чем отсутствие внимания.
Рано попадает на зону, т.к. быстро уходит на улицу и наркотизируется. Асоциальное поведение. Психика успокаивается на зоне, т.к. там своя система и иерархия, строгий режим (так и называются некоторые заведения – «колония строго режима»)
Как только выходит, в этот же день может вскрыть ларёк, где ничего и нет, чтобы как можно скорее вернуться на зону, т.к. там гораздо комфортнее, чем в нездоровой семье. Вот такие игры подсознания.
- если удаётся избежать криминала, женщина в такой маске может найти слабого, инфантильного партнёра, которого начинает критиковать, пилить, подавлять, кому предъявляет претензии и придирки, и в итоге толкает его к зависимости. Его и кого-то из своих детей...
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТ ПОМОЩЬ И ИЗМЕНИТ_СЯ:
- вылечившийся от активной зависимости
- храбрый
- под чьим-то контролем – уравновешен. Людям такого типа лучше быть №2, а не №1 – и цены им нет.
- реально смотрит на жизнь
- отлично умеет помогать другим
- способен пойти на риск в хорошем смысле слова
КАК ПОМОЧЬ:
- выравнивание перекосов развития 0-1:
*научить ребенка распознавать, называть и адекватно проживать свои эмоции
*научить ребенка распознавать и называть свои потребности (см. приложенную пирамиду Маслоу)
*научить ребёнка раздавать себе "пушистиков", просить о них и давать их другим людям
- выравнивание перекосов развития 1-3:
*описательная похвала (похвала за действия)
* поменьше критики: вначале похвала, потом критика; критиковать действия, а не ребёнка
*поощрение самостоятельности
*правила вместо запретов
- выравнивание перекосов развития 3-7:
* отказ от сравнений с другими людьми в любую сторону
*научить ребёнка стилям поведения в конфликте
Всё это дети усваивают автоматически от родителей. Т.е. всегда родитель меняется сам, тем самым помогая и ребёнку.
Если речь идёт о взрослом (от 20 л) - сходить на тренинг "Транзактный анализ" по Бёрну, там обучают выравнивать 0-1 и 1-3, а более продвинутые стили поведения в конфликте - компромисс и сотрудничество - человек после этого усвоит самостоятельно.
часть 1: Как появляются маски
часть 2: Герой
часть 4: Удобный ребёнок
часть 5: Шут
УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СПОСОБА ВЫЖИВАНИЯ: Козёл Отпущения
В еврейском селении брали козла, священник служил определенную службу, складывая на него грехи всего селения. Потом его уводили подальше, где он погибал от жажды, голода или диких зверей: своими страданиями очищая селения.
С тех пор под козлом отпущения понимается человек, который страдает не за себя.
Мучает животных, задирает других детей. Получает от воспитательницы постоянные окрики и жалобы. Для него норма – получать ругань, это лучше, чем отсутствие внимания.
«Трудный подросток», «Плохиш»
ВНЕШНЯЯ МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, ВИДИМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
- враждебный
- нарушает субординацию
- референтная группа – сверстники
- угрюмый и замкнутый
- провокатор
- обвиняет других
- отрицание авторитета взрослых
- основные стили поведения в конфликте: соперничество, избегание
ЧУВСТВА, ВНУТРЕННИЙ МИР:
- обидчивый
- покинутый
- злящийся: злость – зонтичное чувство, вырастает на страхе отвержения
- чувство неполноценности
- очень низкая самооценка
РОЛЬ В СЕМЬЕ:
- Привлекает к себе внимание негативными методами.
- Любимые дети алкоголиков: на него можно свалить всё, что угодно: «Ты понимаешь, Вась, душа болит. Ростил-ростил, мерзавец получился. Наливай, наливай. Ну душа болит: не ребёнок, а подонок. Окно опять разбил, в школу вызывают... Я бы я не пил, но душа горит». Со_зависимая мама, которая уже с катушек съезжает, у которой уже нет сил, одно раздражение, способна на что угодно: и орать, и поддать, оправдывая себя тем, что ребёнок её довёл. Говорить «Я сейчас ору потому, что вы меня довели» - то же самое, что говорит алкоголик: «Я пью потому, что вы все сволочи». Или наркоман начинает рассказывать байки, почему он укололся: шел дождь/нет дождя, я учусь/я не учусь, или у меня много работы/у меня работы нет, или меня любят, задушили своей любвью/меня никто не любит – может бесконечно сидеть и наматывать. А на самом деле употребляет потому, что наркоман и хочет колоться, остальное – байки,чтобы себя убедить.
То же самое у со_зависимых: «Я так себя веду, я себя чувствую плохо потому, что вы...» - а это неправда. «Я так себя веду потому, что не умею себя по-другому вести» Может, мама моя вечно орала, когда у меня был мнение, отличное от её, она горлом брала – и я так себя веду. А не потому, что вы меня довели. Человек здоровый сам выбирает, как проживать свои чувства.
- может занять место «Героя», когда тот уедет из семьи
- формируется через нарушения развития в возрасте 0-1, на базе агрессивного и 1-3: выталкивающего характера
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ:
- самый первый становится алкоголиком или наркоманом
- склонен к криминалу: главарь банды
- рано уходит на улицу, а улица – штука жестокая
У девочек:
- ранняя незапланированная беременность
- проблемы с законом.
Эти дети тоже стремятся к любви, только получают ее по-своему. Раньше, если ты кирпичом засандалишь в окно в школе, вызовут папу и маму, и папаша по этому поводу может не нажраться, прийти в школу трезвым. И в стенгазете пропесочат: «Иванов, какой ты подлец». А подсознание ликует: «Наконец-то, обратили на меня внимание, да как много!» происходит подкрепление асоциального поведения.
Когда к этим детям делаешь шаг вперёд, они начинали меняться.
Дети плохо переносят развод, потому что в силу возраста чувствуют вину за разрушение отношений родителей: не от партнёра уходит родитель, а от ребёнка, потому дети воспринимают мир эгоцентрично. Ребенок не понимает сложностей отношений: у него ощущение, что его бросают. Поэтому отец часто воспринимается как сволочь, особенно если мама подливает масла в огонь. А если появится другой мужик, каким бы хорошим ни был, мало кто из детей его принимает. И вот тогда ребенок может напиться, приползти и упасть в прихожей, маманя его поднимает и по мордасам стучит, и моет. Что в подсознании? - «Она моя, а не этого козла, который сидит телевизор смотрит». Наше подсознание – штука непростая, будет получать любыми способами то, что ему не дали – любви, заботы, уважения.
Мучает животных, задирает других детей. Получает от воспитательницы постоянные окрики и жалобы. Для него норма – получать ругань, это лучше, чем отсутствие внимания.
Рано попадает на зону, т.к. быстро уходит на улицу и наркотизируется. Асоциальное поведение. Психика успокаивается на зоне, т.к. там своя система и иерархия, строгий режим (так и называются некоторые заведения – «колония строго режима»)
Как только выходит, в этот же день может вскрыть ларёк, где ничего и нет, чтобы как можно скорее вернуться на зону, т.к. там гораздо комфортнее, чем в нездоровой семье. Вот такие игры подсознания.
- если удаётся избежать криминала, женщина в такой маске может найти слабого, инфантильного партнёра, которого начинает критиковать, пилить, подавлять, кому предъявляет претензии и придирки, и в итоге толкает его к зависимости. Его и кого-то из своих детей...
КЕМ СТАНЕТ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТ ПОМОЩЬ И ИЗМЕНИТ_СЯ:
- вылечившийся от активной зависимости
- храбрый
- под чьим-то контролем – уравновешен. Людям такого типа лучше быть №2, а не №1 – и цены им нет.
- реально смотрит на жизнь
- отлично умеет помогать другим
- способен пойти на риск в хорошем смысле слова
КАК ПОМОЧЬ:
- выравнивание перекосов развития 0-1:
*научить ребенка распознавать, называть и адекватно проживать свои эмоции
*научить ребенка распознавать и называть свои потребности (см. приложенную пирамиду Маслоу)
*научить ребёнка раздавать себе "пушистиков", просить о них и давать их другим людям
- выравнивание перекосов развития 1-3:
*описательная похвала (похвала за действия)
* поменьше критики: вначале похвала, потом критика; критиковать действия, а не ребёнка
*поощрение самостоятельности
*правила вместо запретов
- выравнивание перекосов развития 3-7:
* отказ от сравнений с другими людьми в любую сторону
*научить ребёнка стилям поведения в конфликте
Всё это дети усваивают автоматически от родителей. Т.е. всегда родитель меняется сам, тем самым помогая и ребёнку.
Если речь идёт о взрослом (от 20 л) - сходить на тренинг "Транзактный анализ" по Бёрну, там обучают выравнивать 0-1 и 1-3, а более продвинутые стили поведения в конфликте - компромисс и сотрудничество - человек после этого усвоит самостоятельно.
часть 1: Как появляются маски
часть 2: Герой
часть 4: Удобный ребёнок
часть 5: Шут