Просто я думаю, что не всегда надо проговаривать ситуацию.
эмоции, если они есть - нужно проговаривать всегда. Это учит ребенка отделять внутренний мир от внешнего.
Например, если зрелому человеку обидно, он в состоянии понять, что обида - это внутренние переживания, а ситуация - внешние. А человек, который ее создал - вообще отдельно))))
Т.е. таким образом зрелый человек в состоянии не считать виноватым другого. А менять свое отношение к ситуации. Или саму ситуацию, если это возможно
Менять другого человека - путь тупиковый
Но это тот путь, который выбирают искатели виновных.
а вот незрелый - всегда ищет виноватых. Взрослые могут научить детей и тому, и другому, в зависимости от того, что умеют сами.
и в проговаривании эмоций есть разница
- тебя
обидел этот мальчик (поиск виноватого)
- это мальчик тебя ударил и тебе стало
обидно (логическая цепочка)
- тебя ударил мальчик, тебе стало больно.
Обидно, когда дети
дерутся (логическая цепочка + безличное предложение)
Ну вот например, ударил его в парке ребенок, а он стоять должен и выстраивать цепочку, и выстроив понять, что этот мальчик бьется и к нему лучше не подходить? Неа, я мужика воспитываю, ударили дай сдачи.
Назым, есть 5 стилей поведения в конфликте (мы это обсуждали в теме "Конфликты между детьми").
К сожалению, в современном обществе родители воспитывают только 3: уступка, избегание, соперничество. Но это - максимум. Обычно воспитывают только соперничество и уступку.
А есть еще компромисс и сотрудничество
Все 5 стилей актуальны и жизненно необходимы. Для каждого стиля есть свои условия. Например, сотрудничество и компромисс возможны при равных отношениях. Если ты в подчинении - можно уступить или избежать конфликта.
Если соперничать с тем, кто тебя сильнее - можно стать инвалидом (нужно уступить или избежать конфликта)
Если соперничать с тем, кто слабее - сделать инвалидом его (нужно пойти на компромисс или посотрудничать)
Если избегать/уступать - не умеешь защищать территорию (лучше компромисс или сотрудничество).
И так далее, в разных ситуациях по-разному.
Компромисс и сотрудничество - это высший пилотаж, ими владеют не все взрослые.
например, не драться за мячик, а обменяться игрушками - это компромисс
не драться за мячик - а играть в общую игру - это сотрудничество.
убежать со своим мячиком - это избегание
отдать свой мячик - это уступка
дать по башке обидчику - это соперничество.
Мужик или не мужик (мужики тоже бывают разные, кстати), важнее не затачиваться под половые клише, а проявлять гибкость в разных ситуациях.
Да и что делать тем мальчикам, которые от природы небоевые? да, воспитывать в них силу духа важно (посмотрите фильм "Звездочки на земле", там как раз про такого миролюбивого ребенка или "Как приручить дракона" или тот же "Кунг-фу панда"). Но у миролюбивых детей важнее развивать сотрудничество и компромисс, это их ведущие стили поведения. Если миролюбивого заточить исключительно под соперничество и прессовать за гибкость и уступчивость - ребенок просто болеть начнет от того, что его природные склонности идут вразрез с родительскими требованиями
Сообщение отредактировал Радуга:): 18.03.2013, 19:02:09