С другой - ребенку жизненно необходимы рамки поведения, которые выставляют ему родители
из того, что я поняла в посте Куньки, рамки там как раз есть:
приглашаю его поучаствовать, показываю, как надо мешать еду, как резать мягкие овощи, как намыливать посуду. Или же стою рядом и болтаю с подружкой попутно, показывая, что с водой играют только в ёмкостях, но не разливают на стол и пол. Разлил – вытер. И он счастлив, спокоен и рассудителен. Хоть и говорит лишь свои «агу-го-ге», но он собой доволен, и мне доверяет. Если я работаю за компьютером, он рвется нажимать на кнопки (как мама), тогда я ему даю его детский ноутбук, перешедший ему по наследству от старших сестёр. Если я загружаю стиралку, то показываю ему, куда нажать и что засыпать. Если я мою пол, то пока ему приходится посидеть в другой комнате с мультиками, потому что ему пока непонятно, что тряпку надо отжимать, а не размахивать ею мокрой. А насчет кошачьего песка - я ему объясняю, что это делает только мама. Но соблазн слишком велик, пару раз за день вынимаю его оттуда. В данном случае легче соблазн убрать, чем объяснить. То есть опасные или подобные кошачьему песку предметы проще убрать с поля зрения ребенка и его доступа. До поры до времени.
А фишка в том, что дети подросли и требуют ложку в руку, а не в рот. И тогда вместо «нет» и «нельзя» нужно показывать, как можно.А если ещё что-то сложно, то можно вместе с мамой.
очень хорошо у Гиппенрейтер написано про активное слушание, эмоции и т.д.) - "да, ты плачешь, ты расстроен, ты хотел еще погулять, но нам пришлось уйти домой.
это не активное слушание. Часто родители спрашивают, почему оно не работает, как написано у ЮБ, вроде говоришь правильно, а ребенок еще больше противится, упрямится и протестует?..
активное слушание - это выслушать и поддержать. Умности оставить на потом, в Кэпа Очевидность можно не играть))) Вторая часть после "но" портит все, что сказано было до этого.
Можно сказать:
- да, тебя огорчает, что нужно уходить. Тебе хотелось бы еще поиграть.
точка.
после чего ребенку можно дать покричать, если он пока не в силах справиться с разочарованием, а в этом возрасте такое "не в силах" - норма.
и позже можно приводить логические доводы, по ситуации. Иногда и не нужно ничего.
активное слушание - это не метод манипуляции и не метод успокоить ребенка или заставить его делать то, что нам надо. Это - метод показать, что мы на его стороне.
представьте ситуацию, когда у Вас украли кошелек с деньгами и, допустим, документами.
а подруга может сказать 2 вещи
1. да, сочувствую, обидно потерять кошелек, НО ты же сама знаешь, что его нужно было класть понадежнее и уж тем более не носить вместе деньги и документы
знаете ли вы о том, что прозвучало после НО? разумеется. Легче Вам от этого? нет, и так себя корите за такой ляп, а тут еще с Вами играют в игру "да,...но"
в момент переживаний детям нужна поддержка, а не чьи-то умные мысли))) умные мысли можно будет высказать попозже.
2. ой.. сочувствую, обидно потерять кошелек. Хотелось бы, чтобы таких ситуаций не было в жизни вообще.
пс. слово "расстроен", как и слово "молодец" - ни о чем. В активном слушании желательно точно назвать то чувство, которое испытывает ребенок. Потому что так мы помогаем ему осознавать, что он чувствует. Если мы на каждую ситуацию говорим "ты расстроен" (независимо от того, огорчен ребенок, разозлен, обижен, грустит, чувствует одиночество, скучает по папе, находится в бешенстве и др), то толку от нашего "расстроен" мало, цели мы не добились.
Называя чувство, мы показываем, что сопереживаем. Общие фразы несут противоположный смысл: "да, ты что-то там чувствуешь, но я не знаю, что это"
на самом деле, это не так сложно: чувств конечно у человека много, нам достаточно знать основные.