Я работаю на интересы клиента, который ко мне обратился...Решение человек принимает сам.
т.е., морально-этическая сторона, как таковая, отсутствует при рассмотрении таких обращений...
как пример, Ваш клиент хочет отдать в дом престарелых своих родителей, ну или отдать в детдом своего ребенка, но при этом, не знает как "морально" это осуществить...и Вы начинаете морально его готовить к этому, внушая по пути, какой он молодец...
переложить всю отвественность за аморальный поступок на плечи психолога.
ни в коем разе, всего лишь пытаюсь узнать грань между балансом ответственности обоих сторон... ![:smoke:](https://vse.kz/public/style_emoticons/default/smoke.gif)
Вопрос крайне не простой, поскольку помимо морально-этической стороны вопроса в ее традиционном представлении существует этический кодекс психолога, одними из принципов которого являются работа на интересы клиента и конфиденциальность полученной информации. То есть, основная сложность в выборе психологом собственной позиции.
К рассмотрению подобной ситуации необходимо подходить с разных точек. Попробую разобрать приведенный пример:
с одной стороны, сдавать в дом престарелых собственного родителя, поступок аморальный (с точки зрения социума). Вторая часть этого может заключаться в следующем: к примеру, у этого родителя начался старческий маразм, слабоумие и т.д. , которые влекут за собой неадекватность поступков. Другими словами, он может ударить внука, зятя, соседей, если еще более усугублять, убить кого-то или навредить самому себе (ведь следить за родителями 24 часа в сутки невозможно). И тогда мой клиент, ради сохранения собственного морального облика вынужден рисковать благополучием других близких для него людей. Но это, скорее, в смысле моральных аспектов по отношению к обратившемуся клиенту.
Если же, говорить о выборах психолога в этой точке, то мне представляется следующая картина:
Для наглядности (чтобы удалось продемонстрировать крайности), приведу еще более заостренный пример:
ко мне обращается киллер (человек, совершающий убийство за вознаграждение от заказчика) с целью облегчить душу, избавиться от чувства вины и т.п. Совсем не факт, что он больше никого не убьет. И вот тут встает вопрос как мне поступать: с одной стороны, я должна работать на интересы своего клиента и его безопасности, сохраняя принцип конфиденциальности, а с другой – мораль и реальная угроза обществу. Встречаясь с такой ситуацией, решение принимает для себя каждый конкретный психолог в каждой конкретной ситуации сам (в том, как ему поступить и какие ценности, для него лично, первостепенны) и несет ответственность за решение конкретной этической дилеммы. И в этом смысле нет универсального и однозначного ответа на заданный вопрос.
Почему я подробно описала ситуацию выше про клиента и его причины совершить аморальный поступок, поскольку это может влиять на то, какой выбор сделает психолог в смысле дальнейшей работы с данным клиентом.
Если же для психолога более ценно защитить общество (опираясь на пример про киллера), то он может обратиться в этический комитет психологического общества, к коллегам, в специально созданные организации и др.
Психологу с такими ценностями (где общественная мораль выше этического принципа) важно обсудить этот момент в самом начале работы, то есть сказать, что работа будет конфиденциальной, но при этом, если то, что вы будете мне рассказывать может причинить угрозу обществу (вам, мне), либо возникнут сложности этического характера, я буду вынужден обратиться за помощью и, возможно, действовать не в ваших интересах, а в интересах общества, нарушив принцип конфиденциальности. То есть перед тем как клиент успел вам рассказать что-то, дать выбор (максимально предоставив информацию и собственную в этом прозрачность), готов ли он (клиент) при таких условиях это делать.
Если говорить конкретно обо мне, то я все-таки склоняюсь к тому, что буду продолжать работать на интересы клиента, сохраняя конфиденциальность (но опять же все зависит от каждого конкретного случая). И в этом случае, видимо, я в большей степени аморальный (с традиционной точки зрения) психолог...
Но психолог все-таки не Бог, как и представители других профессий: адвокаты (защищающие наркобаронов), священники (к которым люди ходят на исповеди), гинекологи (которые делают аборты) и др.