***Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах - особое слово. Словом
макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни. Русское слово счастье - однокоренное со словами часть, участь, имеет по словарю долю значения рок, судьба. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить. Христианское же блаженство - это нечто совершенно интимное, внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне. Мир может обрести радость, но он также может и потерять ее. Поворот в судьбе, болезнь, провал планов, чаяний, даже перемена погоды могут отнять те радости, которые может дать мир. Христианину же, ходящему с Христом и в Его присутствии, дана безмятежная и непреходящая радость.
"Блаженны нищие духом" В Библии употреблено слово
птохос (нищий), что означает полную и крайнюю нищету. А в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. На древнееврейском это
ани или
эбион. Теперь возьмем и сложим эти два значения: греческое и еврейское.
Птохос характеризует совершенно неимущего человека, у которого нет ничего;
ани и
эбион характеризуют нищего, скромного и беспомощного человека, уповающего только на Бога. И потому "блаженны нищие духом" значит: Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога. В жизнь человека, осознавшего свою полную беспомощность и уверовавшего в Бога, входят две взаимосвязанных стороны. Этот человек совершенно отрешается от материальных вещей, потому что он осознает, что они сами по себе не могут принести счастья; и полностью привязывается к Богу, потому что осознал, что помочь, надежду и силу дать ему может только Бог. Нищий духом - это человек, который осознал, что материальные вещи не значат ничего, а Бог - это все. Ни в коем случае не следует думать, будто это блаженство возводит нищету в добродетель. Нищета - это не добродетель. Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; когда разрушается здоровье человека, потому что все действует против него. Такую нищету христианское благовествование призвано устранить. Блаженна же нищета духа, когда человек осознает, что у него полностью отсутствует все необходимое для жизни, и когда он находит помощь и силу в Боге.***
Упрощая: нищий духом = осознающий свою духовную нужду = сознательно нуждающийся в Боге человек. (Это только буквальный смысл. Есть ещё и более глубокий духовный смысл, но, боюсь, он многим будет непонятен и вызовет лишние споры).
ЗЫ
Дискуссия зашла в тупик из-за неприятия аргументов и и искажения сказанного мною (я ни разу не пытался доказать и поэтому даже использовал выражения "аргумент", "основание", а не "доказательство") Не вижу смысла продолжать, поэтому на вопросы отвечать не буду (разве что время от времени, как сегодня).