Семейный Клуб
психология дети и родители клуб
Итак, несмотря на подготовку к Пасхе, мы встретились в классе Как сказала одна мама, "К Пасхе готовиться надо, но выстраивать отношения с ребёнком важнее". Спасибо всем, что пришли.
Несколько дней назад я размышляла, как сделать занятия для мам. Ведь недостаточно давать только приёмы, как роботам. Самое важно - расслабить, снять зажимы и зарядить энтузиазмом. Для этого нужны какие-то игры и пение. И вначале мысли у меня по этому поводу были именно такие:
Осознав, что мне катастрофически не хватает опыта, я отправилась в подростковый клуб к Оксане Витальевне, во Дворец Школьников. Оксана показала много разных упражнений для расслабления и объединения группы) Некоторые я и применила на занятии.
Поэтому заседание началось с пения))) Обнявшись и раскачиваясь в такт музыке, мы прекрасно исполнили старые песни.
- Изгиб гитары желтой
- Замыкая круг
- Дорогою добра
Ритмичные задания - "танец" и "мультфильм"
После этого можно перейти к теории и небольшой практике.
Чувства и эмоции - это кипение воды в кастрюле. Если их подавлять или отрицать, использовать другие защитные механизмы, этим самым мы закрываем крышку на кастрюле. Кипение может снизиться, но вода бурлит.
Когда так происходит много раз, в итоге случается момент, когда наши контроль ослабевает и мы вдруг неадекватно реагируем на какую-то ситуацию.
Либо, если человек интроверт, он подавляет эмоции до такой степени, что начинает заболевать:
Ситуация -> эмоция -> гормоны -> зажимы в организме. Чем чаще вырабатываются гормоны стресса (кортизол, адреналин, и т.п.), тем больше вероятность заболеть. В психологии считают, что все болезни от стресса.
Очень хорошо связь между эмоциями и здоровьем объяснил врач Дон Колберт в книге "Смертельные эмоции" http://www.libros.am...rtelnye-ehmocii - простым и доступным языком, с понятными примерами.
Подавленные эмоции превращаются в тревогу.
Дополню. Как определить, что человек в тревоге?
- грызение ногтей
-опущенные уголки губ
- отрешенный взгляд
- напряжённое тело
- вырывание ресниц (показатель того, что тревожность очень высокая)
Внутренние ощущения:
- повышенное/сниженное возбуждение
- готовность расплакаться в любой момент
- подавленное настроение
- ощущение недомогания;
- ощущение неспособности справиться с собой
- ощущение бессилия
- пессимизм
- ощущение опасности окружающего мира
- боль или сдавливание в груди
Отражение эмоций – первая помощь при тревоге. Для этого мы знакомимся с эмоциями и чувствами.
Второе, чем можно помочь - мамин массаж.
Даю ссылку для подросших деток, но его нужно делать начиная с младенчества (на канале этого автора все нужные видео есть) https://www.youtube....h?v=fv2Bt4qLsaY
Изучали эмоцию страха, зачем она нужна, как определить по внешним признакам, что человеку страшно. Какие внутри ощущения, когда страх чувствуем мы сами. Какие жесты мы используем, чтобы выразить страх. Оказалось, жесты разные - от экспрессивных до более сдержанных. Потому что страх - это базовая эмоция, на ее основе появляются разные чувства.
Следовательно, важно свои чувства определять и называть: когда мы называем отрицательные переживания, они ослабевают. Для этого можно использовать я-сообщение.
Практика: в парах обсудить несколько ситуаций, используя алгоритм я-сообщения.
Арт-терапия: нарисовать свою печаль. Этот способ знакомства и выражения своих чувств подходит для страха и для печали, но не подходит для гнева.
Домашка: на листе написаны фразы, которые нужно переделать в я-сообщение и придумать свои ситуации и я-сообщения для них.
После занятия обсуждаем «маятники» - навязанные ценности оценок и вред раннего развития. Приятно пообщаться с тёплой обстановке взаимопонимания и поддержки)))
в другом посте - занятия с детьми и подростками
Сегодня наши занятия начались с пения)))
Пели "Кораблик Детства" - песню из Орлёнка, услышала ее в клубе "Арай" и сразу влюбилась) Умели раньше песни сочинять - такие, что хочется петь снова и снова, даже если им уже много лет...
Кратко вспоминали "Я-сообщение" и его ловушку. Знакомились с эмоцией гнева. Как здорово, что некоторые мамы уже умеют адекватно проживать эту эмоцию - моют полы или посуду. 2 в 1: делаешь это с удвоенной энергией, да еще и без слива на близких! красота!
Можно также рисовать яростно на бумаге, рвать ее и мять, или кричать в унитаз. Вот незадача - экстравертам часто нужна публика, поэтому иногда сложно отправить себя в отдельную комнату и кричать без зрителей \
Обсуждали соперничество - что это самый любимый у родителей стиль поведения в конфликте... И что со временем, чем старше ребёнок, тем меньше нужно соперничать и тем больше нужны другие стили.
Тем более, что
- убегание
- игнорирование
- соперничество
- уступка - стили поведения в конфликте, характерные для той нашей части, которая идёт от низших животных, от рептилий, потому что все эти 4 стратегии поведения основаны на страхе за свою жизнь.
Самое интересное, что в 99% случаев нет прямой угрозы для нашей жизни. Отчего же мы поступаем, исходя из страха? потому, что не понимаем своих эмоций и потребностей. А раз не понимаем, то воспринимаем как угрозу...
И для меня самой это было новостью. Ведь можно каждый раз спрашивать себя: чего ты сейчас боишься, Джема? твоей жизни что-то угрожает?..
Снова обсудили структуры личности по Бёрну. Надеюсь, как-нибудь нас соберется достаточное количество, чтобы сделать постановку того, как работают эти все части личности - нужно 7 человек. Потому что уместить в короткий рассказ то, что мы изучали 2 дня тренинга Транзактный Анализ, нереально... но можно частями, если разыгрывать вживую, тогда уляжется самое главное...
Да, после этих разборов чувствуешь подавленность и растерянность: как всё сложно и запущенно. Есть и хорошие новости - существуют инструменты, которые помогают восстановить отношения и доверия... Довольно простые.
Например, ПОХВАЛА: как можно хвалить вместо "молодец". Ведь молодец для бабушки - это когда ребенок съел 20 пирожков, для мамы - когда убрал игрушки, для учительницы по математике - когда 5 за четверть, для тренера - "заслуженная медаль"... Т.е. для всех "молодец" очень разное, и ребёнку нужен внутренний камертон для того, чтобы адекватно реагировать на похвалу с разных сторон. Или критику. Ведь важно не только признавать свои сильные стороны, но и слабые и спокойно реагировать на то, что какие-то вещи получаются хуже. Но даже если что-то даётся хорошо, всегда есть те, кто это делает лучше. И можно, слушая внутреннего критика, быть постоянно недовольным. Вечная гонка за горизонтом...
А можно радоваться тому, что уже получилось.
Как? адекватно себя оценивая... Мы можем научить этому своих детей - помочь им получить адекватную самооценку. Что же делать?..
Да всего-то надо назвать ГЛАГОЛЫ - то, что ребёнок сделал.
И обсуждали ловушки похвалы.
- что часто наш внутренний критик мешает воспринимать цельную картину и мы не замечаем хорошего, концентрируясь на плохом...
- что своими "но" после похвалы мы даём ребёнку поддых, а, значит, разрушаем отношения еще больше...
Затронули "Отражение эмоций": у нас есть таблица чувств, чтобы ориентироваться в чувствах, которые испытывает ребёнок. Не нужно знать все стописят, нужно - хотя бы 3 из каждой эмоции, полярности и серединку. Как отражать?
- утвердительная форма. Вопрос застаёт человека врасплох, создаёт ощущение опасности и заставляет закрываться. Утвердительная форма показывает, что мы его чувства понимаем и принимаем. Сигнал: "я тебя слушаю"
- искреннее сочувствие. Если недовольным тоном сказать: "Да, ты огорчен, что не получил медаль", то ребёнок получит обратное сообщение тому, что мы хотели сказать
- пауза. Наши умозаключения могут быть ошибочными. Они могут забивать эфир. А ребёнку нужно, чтобы его выслушали. Поэтому, отразив чувство, лучше замолчать...
***даже если мы не угадали, верный тон поможет ребёнку самостоятельно подобрать нужное чувство и рассказать о своих переживаниях
***как и в похвале, наше "но" ломает всё доверие, которое мы выстраивали через отражение эмоций.
***если похвала неадекватна, нашей реакцией на нее могут быть и негативные эмоции
Взяли карточки "Я и все-все-все" с сюжетами, где можно было похвалить за что-то и тренировались в похвале.
Неужели так просто? назвать глаголы, и всё?
да, это так. Однако сложно поначалу перестраиваться - вместо привычного "молодец" (оно еще в наших фразах, но со временем отвалится) думать, что же тут сказать другое. А для этого нужно посмотреть вокруг. Отключить критика и включить Взрослого... Еще это называется осознанностью. Но я далека от всяких эзотерических практик, и пользуюсь ̶о̶б̶ы̶ч̶н̶ы̶м̶и̶ ̶с̶л̶о̶в̶а̶м̶и̶ терминами психологии)))
Домашка - прочитать важные теоретические заметки о похвале из книги Фабер и Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
часа нам не хватило, нужно полтора - в итоге 30 минут взяли из детского занятия )))