Перейти к содержимому





- - - - -

Тренинг Безопасности

Опубликовал: Радуга:), 01 Апрель 2017 · 631 Просмотров

психология дети и родители клуб
Тренинг Безопасности В День Смеха стартовали наши занятия по безопасности. Готовилась я к ним долго - переносили по разным причинам и вот, видимо, моё желание вести тренинг оказалось сильнее страха: если с детьми я работаю уже 10л, то с возрастом 12+ клуб вела впервые.
Занятия у нас бесплатные: спортивная секция предоставила помещение, а я - свои умения и навыки :)
Всё это стало возможным благодаря истерике в родительском чате по поводу групп смерти и моей генетически заложенной тягой к подвигам и причинению помощи направо и налево)))
Когда я впервые попала на занятия клуба для подростков "Арай", это было большое потрясение. У меня тогда появилась мечта вести такие же занятия, как Оксана Витальевна, но как-то слабо я себе это представляла))) наконец, набрала достаточно знаний по подростковой психологии - и можно начинать. Кто знает, долго бы длились мои мечтания, если бы не эти обсуждения в чате...

С малышами заниматься шумно и весело, они перебивают друг друга и галдят на все голоса - возраст открытости и экспрессии))) Подростки совсем другие, и это тоже их особенность.

1. Знакомство: нужно из нашего собранного вручную "Диксита" и метафорических карт "Я и все-все-все" выбрать одну, которая отражает текущее настроение. И рассказать, что изображено и почему выбрана эта картинка.

Изображение

2. Правила:
*правило добровольности: посещает занятия и участвует тот, кто хочет. Если кто-то не настроен делиться, может просто наблюдать.
*правило уважения: общаться без грубостей и дождаться, пока другой закончит мысль
* правило конфиденциальности: то, что обсуждает в группе, остаётся секретом для окружающих

3. Эмоция страха, чувства на основе этой эмоции

Изображение

а) по фотографиям учимся определять внешние признаки страха у других людей - заносим в таблицу

Изображение


б) по собственным ощущениям учимся определять страх у себя - заносим в таблицу

Изображение

в) командная работа: мальчики и девочки по очереди показывают эмоцию страха, другая команда должна назвать, по каким признакам видно, что это страх, и наоборот
г) из 19 чувств на основе страха выбрать 3 те, что чувствуешь чаще всего, отметить галочкой в своей таблице
д) используя одно из этих чувств, сказать "я-сообщение":
1. Когда я слышу, что со мной грубо разговаривают,
2. Я думаю, что меня критикуют и я чувствую вину
3. я бы хотела, чтобы со мной разговаривали спокойно.
***Это сложный приём. Мы будем его осваивать еще 5 занятий - на каждом будем говорить "я-сообщение".

4. Стратегия избегания: условия использования: смотрим картинки, обсуждаем их

5. Постановка куска сказки "Гуси-лебеди", где Машенька убегает с братиком от гусей. При этом, Машенька оказалась очень стройной миниатюрной девочкой, а братик выше ее на голову и в 2 раза шире в плечах))) Я была Бабой-Ягой, а 2 гуся так и норовили поймать беглецов, нарушая сюжет)))

6. еще раз проговариваем условия использования этой стратегии. Чем убегание отличается от игнорирования? обсуждаем разные ситуации.

7. выбираем карточку из игры "Что делать, если?" и предлагаем свои варианты решения, группа дополняет.
Галдёжу было! все хотят высказаться, предлагая разные идеи.

8. Правило: "Чужому человеку дверь открывают ТОЛЬКО взрослые"
Честно говоря, сама удивляюсь, что в литературе, которую пишут психологи, вместо правил есть запреты, вместо понятных фраз - фразы, начинающиеся с "не", поэтому просто переделываю их на верный лад.

9. Игры на избегание: Паровоз и Вышибалы.

Изображение

Изображение

Подростки. С ними я была честной: родителей беспокоит, что дети могут уйти в секты, в смертельные игры и в зависимости. Это избегание - стратегия поведения в конфликте - но избегание перекошенное, не к месту. Всего стратегий 5, и мы будем их осваивать.
Подростки - любители посидеть и помолчать: возраст закрытости и болезненного реагирования на оценки окружающих. Отсюда и замкнутость.

1. Знакомство, как у малышей

Изображение
2. Правила те же

3. Что такое эмоции? Механизм их появления в организме. Для чего нужны негативные эмоции?

4. Эмоция страха: обсуждаем признаки, ощущения, заполняем таблицу

5. Чувство Тревоги: обсуждаем признаки, ощущения, заполняем таблицу
Здесь задание изобразить Страх или Тревогу требовало долгой подготовки. Каждая команда изобразила ситуацию, где один участник испытывал страх.

6. Другие чувства на основе страха:
* познакомиться с таблицей
* выбрать свои "любимые", т.е. наиболее часто используемые
* на примере одного сказать "я-сообщение".
Т.к. группа присматривается, я-сообщение посылала я, используя чувство наглости и вины.
Потом я-сообщали те, кто хочет; кто не хочет, воздержался.

7. Стратегия избегания: убегание, игнорирование. В каких случаях что используется, и почему?

8. Зависимости, секты, самоубийства, игры - это стратегия избегания. Почему перекошенная? потому что используются кривые ресурсы: деньги.
А какие есть?
- осознание своих эмоций и проговаривание их себе и другим людям
- осознание своих потребностей
- самостоятельная похвала
Как себя хвалить?
хвалим, называя глагол: это помогает оценивать себя самостоятельно и меньше зависеть от оценок других людей. Обсуждаем, кто что делает по дому. Временами подросткам сложно признаваться, что они помогают маме или папе - для них это показатель "малышковости". Чуть отпустило, когда я рассказала, как в своё время зарабатывала деньги мытьём полов, потому что нужны были деньги на еду, и сейчас спокойно отношусь к любой работе. Да, у меня есть хорошая машина, но, если будут сложные обстоятельства, прокормить себя смогу - лучше труд, чем убийство или грабёж.
За что еще себя можно хвалить? за то, что решила трудную задачу. Научилась новому приёму на плавании. Проплыла 50 бассейнов (мой рекорд, больше пока не получалось). Изображала, как меня корёжило поначалу, когда надо было плыть "кролем", а голову на вдохе задирала вверх, зато, когда научилась поворачивать в сторону, похвалила себя. Теперь вот новая задача - научиться меньше поворачивать корпус, а то болтаюсь, как щепка, на вдохах))))))))

9. Интернет - это зло или благо?

10. Почему родители загружают занятиями? Потому что чувствуют тревогу (показываю фото)

Изображение

- Как уменьшить ее?
- называть чувства и потребности родителей, когда это нужно.

11. Задание "невербальное общение". Ведущий стоит с закрытыми глазами, повернув вытянутые вперед руки ладонями вверх. И в тишине каждый участник кладет свои руки сверху - ведущий должен распределить, куда ему идти: направо или налево. Обсуждаем, по каким признакам шло распределение.

Изображение

12. заключение: повторяем, чего изучали на занятии.

  • 1



Тренинг безопасности. Занятие 2.
В детской группе участников прибавилось.
Поэтому мы много повторяли предыдущее занятие.

 

1. Вначале, как и в прошлый раз, выбирали карточки для своего настроения – рассказывали, что там изображено и почему она выбрана.

 

2. Игра "концентрические круги"
Дети встают в 2 круга - внешний и внутренний.
Я задаю тему для беседы, и два партнера, стоящие друг напротив друга, могут поговорить на эту тему, рассказывая по очереди. Через две минуты дети, стоящие во внешнем круге, должны передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив других людей.
Первая тема звучит так: "Что я умею хорошо делать?" (2 минуты.)
Дальше обсуждали другое - любимые блюда, приятные воспоминания, что есть хорошего в моей семье, кто из моего окружения принимает меня таким, какой я есть.

 

17800264_799379260217073_735712614384994

 

3. Повтор предыдущего занятия:
- избегание (игнорирование / убегание: в каких случаях используется одно или другое)
- игра ЧДЕ: вначале обсуждали карточки, где нужно применять стратегию избегания. Вспоминали "Правило чужого человека": "Дверь чужому человеку открывают только взрослые. Помогают только взрослые"
Некоторые в ответ на "пойдем, угощу тебя конфеткой" предлагали

- вступать в споры или

- объяснять, что у них аллергия,

- Рус выкатил домашнее правило "сладкое после еды"... - в общем, разброд и шатание!

 

4.Поэтому мы отправились на улицу
Там разбились на пары и разыгрывали ситуации вживую - детям нужно было договориться, кто кого играет и показать ситуацию с карточки.

 

17835064_799378856883780_235231434408668

 

17799456_799378983550434_378594490259285

 

17499505_799379100217089_265894722437044

 

17834068_799379360217063_178287573199113

 

5. Вернулись в класс и познакомились с эмоцией гнева:
- для чего нужна: "Гнев - самозащита через атаку", т.е. для защиты себя и своей территории
- мальчики стоят напротив девочек, команды демонстрируют друг другу гнев, одновременно.
У некоторых получается великолепно – красное лицо, сжатые кулаки. Сразу видно, человек во гневе и в огне! Обсуждаем признаки и ощущения.
- как проявлять гнев адекватно (бить кровать или мяч, топать ногами, кричать, рвать бумагу, комкать бумагу и бросать об стену).

 

17634658_799379460217053_236697289819375

 

Дети очень бурно выражали гнев, чем меня очень порадовали. Как станет видно позже, у многих к подростковому возрасту появляется запрет на выражение гнева.

 

6. после этого разбираем стратегию соперничества: условия ее применения.
- мультфильм, где эта стратегия явно выражена. Дети хохотали от души. В некоторых местах ставлю паузу и обсуждаем, какие эмоции у героев.

 

17834337_799379576883708_594569310133339

 

- повторяем условия соперничества
- игра "Кованы - закованы"

 

17855439_799379900217009_122940197377126

 

17834321_799380240216975_398331526106173

 

17834902_799380073550325_174729502538007

 

**********Подростки********
Сегодня на тренинг пришло меньше участников, чем в прошлый раз. Вначале мы с Миленой решили, что будем заниматься вдвоём, в этом тоже свои плюсы, но вообще-то возраст такой, что эффективнее работа в группе.
Пришли и мальчишки.

1. Мы повторили эмоцию страха. Приступили ко гневу.

2. Обсудили признаки и ощущения

3. Есть ли в нашем обществе стереотипы на запрет каких-то эмоций, связанный с полом человека?

Да. Мальчикам запрещено бояться. Девочкам запрещено гневаться.
Вспоминаем, какие полезные функции выполняют эти «запретные» эмоции. Если на тебя напал преступник и пытается вырвать сумочку, нужно ли ее тянуть в свою сторону или лучше доброжелательно отдать? Рассказала о маме своей знакомой, которая недавно в 70 лет отвоевала сумочку у грабителя
А если землетрясение, а ты сидишь в позе лотоса и подавляешь страх? Надо ли сидеть на месте и убеждать себя, что тебе не страшно, или нужно, используя эмоцию страха, искать убежище или мчаться на улицу?..

 

4. Как вы считаете, возможно ли в нашей жизни достичь такого уровня просветления, чтобы перестать испытывать «негативные» эмоции вроде страха и гнева?
Дети ответили, да.
Я предложила свой вариант – психологи считают, что это в принципе невозможно. Человек – живое существо. В жизни бывают разные ситуации, когда нужно спасать свою жизнь, защитить территорию, близких - и в этом нам помогают наши базовые "отрицательные" эмоции. Мы можем их подавлять – и тогда организм начинает болеть (психосоматика). Можем выливать на окружающих - и тогда рушатся отношения.

Что же делать?
Понимать их и адекватно проживать. Погружаться и выныривать.

 

Адекватное проживание гнева – те же задания, как у малышей. Только если малыши с энтузиазмом кричат, рычат, топают ногами, поднимая пыль, рвут бумажки и бросают комки в стену, то подростки – совсем другое дело. Кто-то выражал гнев, кто-то просто наблюдал, как это делают другие.
- можно бить подушку или кровать
- можно. Ну а мне как взрослому человеку больше подходит выбежать в другую комнату и там покричать, если припёрло. Если я начну бить окружающее пространство, я перепугаю своих детей.

 

Особенность эмоции гнева в том, что она очень энергична. В организме происходит взрыв энергии, которую нужно куда-то направить. Если гнев просто подавлять, он застревает, накапливается и приводит к болезням.

 

5. Чувства на основе гнева. Я-сообщение. Как выяснилось, никто на неделе не посылал я-сообщение. Это довольно сложная конструкция, потому что включает все 3 состояния человека – Ребёнка, Родителя и Взрослого.
Мало кто из взрослых может пользоваться всеми 3-мя компьютерами, и детям тоже сложно, тем более что мы только начинаем учиться.

Объясняю, зачем мы пользуемся я-сообщением. Показываю пустой «Кувшин Эмоций», который я сделала на основе того, что есть в книге ЮБ Гиппенрейтер. Объясняю, что за негативным поведением всегда стоят подавленные потребности и эмоции. Если мы их будем распознавать у себя и у других, мы научимся помогать себе и другим. Если умеем поддерживать человека, когда он что-то говорит («Я такая голодная» - «Ты хочешь есть»), мы научимся строить гармоничные отношения.
Раздала пирамиду Маслоу - будем ее позже изучать, показываю, где находятся отношения. Что если человек не умеет их строить, ему сложно подняться выше 3 ступеньки: можно плавать ради медалей. Можно плавать ради одобрения. А можно плыть ради того, чтобы скользить по воде и достигать мастерства...

Почему 2 нравственности? почему нравственность есть в социальной ступеньке и в ступеньке "эстетической"? потому что социальная нравственность - это правильность, это желание быть хорошим. Есть более высокая нравственность - внутренняя. Когда чувствуешь, что другому человеку больно, если украдёшь у него или обманешь.

 

Раскачиваются с трудом, но в этот раз я-сообщение идет проще, чем в предыдущий.

 

6. Стратегия соперничества. Эмоция этой стратегии – ГНЕВ. Можно ли сильно ударить человека, если тебе страшно? Нет. Есть люди, кто вообще не умеет соперничать и отстаивать свою территорию, потому что внутри много страха.

 

7. Смотрим отрывок из фильма про пловца Александра Попова. Знаменит тем, что через 3 недели после первого олимпийского золота в драке получил ножевое ранение, но вернулся в спорт и снова завоёвывал золотые медали. Смотрим отрывок с потасовкой, разбираем по схеме условий соперничества.

 

8. Соперничество есть в спорте. Но сам пловец говорит, что заплыв выигрывает тот, кто в находится психологическом равновесии: смотрим отрывок. Здесь гнев мешает. В спорте соперничество по правилам.

 

9. Упражнение, которое мне подсказала подруга-инструктор по у-шу. Определяем личное пространство, в которое допускаем малознакомых людей. Наблюдаем, у кого какая дистанция, без обсуждения.

 

10. Домашка. Задание изучить, как работают гормоны гнева и страха. Какие есть психосоматические заболевания, связанные с подавлением этих эмоций. Рассказать максимум на 2 минуты.

    • 0

по следам занятия и я-сообщений, 7-милетний мальчик из группы выразил дома свои чувства. Очень приятно видеть сразу результат и эффект от своей работы

 

17760771_1924072651162558_78167085493932

    • 0

Вначале рассматривали рисунки печали, которые сделали мамы)))

Потом пели. Дорогою добра и Катюшу. Катюшу - а капелла, без музыкального сопровождения (не нашла, где оно в моем компе 1f60a.png1f60a.png1f60a.png)

 

Те же задания с ритмом.

 

Игры с крупяными мячиками. Дети познакомились с ними - дала вволю побросать. Благо, в помещении ремонт, парт нет, и для нас это был самый лучший вариант - пространства и свободы много 1f642.png

 

17861624_803517989803200_433448125283378

 

Потом передавали мячики друг другу - "себе-другу", на счет, под музыку, в обратом направлении. Спортсменов сразу видно - когда мы делали эти упражнения с другими детьми на занятиях английским, тренировок нужно было очень много. А здесь, несмотря на малый возраст, всё получилось быстро! если бы было больше деток, мы бы и другие упражнения потренировали, более сложные)))

 

Стратегии поведения. Повторяем
- игнорирование
- убегание
- соперничество.
Определили, что из 3х стратегий отношения сохраняются только при ИГНОРИРОВАНИИ.

Тренируем навыки безопасности. Когда мы с подругой-инструктором по у-шу обсуждали эту стратегию, она отметила одну важную вещь: через игры и фильмы детей программируют на всемогущество. Ребёнок отождествляет себя с суперменом и даже не осознаёт своих физических возможностей. Мы этот перекос увидели: я предложила напасть на меня тем, кто хотел посоперничать. Оказалось, я могу скрутить или поднять на руки любого ребёнка. А ведь я - знакомая женщина, не злоумышленник.
Значит, в этом случае всегда нужно бежать - УБЕГАНИЕ.

 

При этом надо кричать - соперничество. У нас нет ресурсов (физических сил). чтобы одолеть нападающего, но у нас есть крик, чтобы вырываться из опасной ситуации и напугать преступника. Часто люди, нападающие на детей, очень боятся привлечь к себе внимание и что на них нападут другие взрослые.

 

Обсуждаем соперничество - что оно разрушает отношения, но нужно для защиты своей территории. Как сопротивляться при нападении. Для спасения жизни нужно причинить боль нападающему - пальцами тыкать в глаза, мужчин бить ногой в пах. Тогда человек, отвлекшись на собственную боль, переключится с нас на собственное тело.

 

Эмоция печали.

В каких ситуациях мы чувствуем печаль? Нужна для завершения. Для проживания утраты.Как ее определить у другого человека? как ее определить у себя?

 

17973595_803518243136508_749328989322082

 

Чувства на основе печали. Я-сообщение. В этот раз пошло намного легче, навык начинает вырабатываться. Можно переходить к отражению эмоций! Надеюсь, на следующем занятии мы это освоим.

 

17757092_1401322593280674_55564749593614

 

 

Арт-терапия та же: нарисовать печаль. Дети с удовольствием рисовали и рассказывали, что изобразили.

 

17861795_803518169803182_286767841332261

 

17904019_803518143136518_102993395505724

 

 

 

 

17904388_803518203136512_623712879247835

 

17904363_803518286469837_543262763373705

Стратегия поведения в конфликте УСТУПКА.
Вначале смотрим мультик. На некоторых местах нажимаю паузу и спрашиваю, какая стратегия - из тех, что они уже изучили.
Потом смотрим условия уступки по схеме, обсуждая мультфильм.

    • 0

***********Подростки*************
С интересом рассматривали рисунки предыдущих групп, где занимались мамы и дети 7-12, угадывая, где взрослый рисунок, а где - детский. Мой был причислен к детским) Интересно, что рисунок одной мамы и одной девочки совпали, хотя они из разных семей, но, видимо, восприятие печали схожее.

 

Пели в напряжении - всё же, нас маловато для взаимной поддержки, для подростков группа нужна от 15 человек, а нас было только 4-ро. Ну вот таким составом и занимаемся.

Задание на ритм и мультфильм выполнили)))

Мячики побросали. Даниэль показал чудеса жонглирования – оказывается, старший брат его научил)
Передавали мячики по кругу – получилось круто. Я прямо увидела, как мы синхронно плывём «кролем» во время этого упражнения))) Видно, насколько спорт развивает мозг – то, что мы на вальдорфе среди взрослых учились делать несколько дней, дети сделали влёт. Чего бы им такого показать сложного? 1f60a.png

 

Второе задание с мячиками - научиться одной рукой бросать, принимая второй мяч другой. Здесь важно взаимодействие: не просто избавиться от своего мяча, но и бросить его так, чтобы другой человек сумел схватить.

Повторяем изученные стили поведения в конфликте. Какие помогают сохранить отношения. Как сжечь страх, который появляется в начале соперничества, чтобы дать отпор в ответ на атаку своей территории.

 

Повторяем эмоции.

 

17966289_803518306469835_515435345751966

 

Обсуждаем отличие интровертов от экстравертов: согласно исследованиям через томографию, мозг И и Э работает по-разному: информация у Э проходит через меньшее количество отделов. Как следствие, человек ее воспринимает и обрабатывает быстрее, но она и улетучивается по принципу «в одно ухо влетело, из другого вылетела». У интровертов дело обстоит иначе – информация проходит через несколько отделов, что снижает скорость переработки и усвоения. Такие дети кажутся медлительными, в школе учителя могут на них раздражаться. Однако качество и глубина усвоенной информации у интровертов выше, чем у экстравертов. Мне как экстраверту нужно об этом помнить: во время получения инфы делать записи и нужное повторять, либо сверяться для контроля с пометками.

 

Экстраверты в случае перегрузки эмоциями склонные выбрасывать их в окружающих, разрушая отношения. Интроверты больше склонны к психосоматике. Что делать? Адекватно проживать. В том числе через я-сообщение.

Обнаружили, что в печали есть и «позитивные» чувства:
- сочувствие
- сострадание
- терпимость
- прощение

С я-сообщением особо не заморачивались, потому что некоторые сказали, что вообще не испытывают чувств из этой области. Ну ладно, нет – так нет. Раздала домашку – схема я-сообщения и ситуации, где нужно использовать этот приём. Уж не знаю, выполнят или нет, ну всё, что могла, я сделала))) напирать смысла не имеет – разбегутся.

 

Рисуем или лепим из бумаги, кому что нравится. Если кто-то сопротивляется, можно выбрать, что больше по душе, но все же задание нужно выполнить. Почему эти техники подходят для печали и страха, но не подходят для гнева? Потому что гнев – очень энергоёмкая эмоция. Её надо адекватно выплёскивать. Только вначале родителей предупредить, что будете это делать. Валите всё на психолога – психолог сказал тренироваться выражать гнев через крик в отдельной комнате или через поколачивание подушки.

 

Выполнили. Повесили. Угадываем, кто что изобразил - печаль или страх.

 

17884450_803518343136498_809429527452271

 

Кто-то рассказывает, что нарисовано, кто-то просто отвечает, верно мы угадали или нет.

Обсуждаем. Можно принять решение закрыться от эмоций и заковать себя в панцирь. Это приводит к болезням. Правильно, согласиться, что я такой, вот моя ненависть, вот жадность и лень, вот властность и амбиции. Хорошо, когда человек видит это в себе. Самое главное - назвать, признать, согласиться, что в нас есть не самое лучшее. Есть – и пусть будет, сколько надо, со временем само отвалится. Киваем и живём дальше)

    • 0

***Дети 7-12***
Вначале пели. "Вместе весело шагать" и "Дорогою добра", потому что в прошлый раз она детям понравилась 1f642.png

Вспоминали эмоцию Печали и Уступку. Какой мульт по этой стратегии смотрели. Разбирали условия этой стратегии с опорой на мульт.

 

Эмоция радости. Наблюдаем у себя и у других. Случаи, когда нам радостно. Раскрашиваем тортик "я-сообщения". Мне совершенно ясно, что детям и подросткам самостоятельно одолеть эту конструкцию сложно. Она очень большая. Для овладения ею нужна работа родителей. Поэтому - просто раскрашиваем))) Чисто для удовольствия, надо же куда-то направить нашу Радость)))

 

18076712_807480462740286_289313437420378

 

18033906_807480626073603_891805931403935

 

Компромисс. Условия компромисса: схема. Мультфильм детский. В начале мульта соперничество, страх и гнев. Поэтому такие напряжённые лица, а кто-то даже в домик спрятался )))

 

17952577_807480226073643_844029484120123

 

 

Снова разбор по схеме. В мульте показаны отношения 0 +, т.е. один из героев не получает никакой выгоды от компромисса. Однако в реальности именно эти животные взаимодействуют по принципу + + - т.е. каждый достигает своей цели.

 

Поэтому мы смотрели 2 отрывка из "5 самых невероятных симбиозов в природе" https://www.youtube....h?v=J9yD4v_5OLU
Честно признаться, пока готовилась к занятию по компромиссу, с удовольствием посмотрела инфоурок по этой теме в разделе "Биология" https://www.youtube....h?v=HmDkkkz50QI - оттуда мои познания про 0 +, + 0 и + +, мутуализм и протокооперацию
- может, не надо с детьми так глубоко копать? - осторожно спросила моя подруга, с которой я взахлёб делилась впечатлениями о ролике
- да им-то я не буду эти схемы рисовать, но мне-то как интересно!

 

Итак, посмотрели про животных. Снова обсудили на схеме. И пошли практиковаться в Компромиссе - выполнять задание, которое посоветовала подруга. Спасибо ей большое за точные комменты и наблюдения. Собственно, благодаря Дине я и узнала, что очень важно настоять на главном вопросе Компромисса при выполнении этого задания. Звучит он так: "А чего хочешь ты?"

 

18057802_807480209406978_529912480693137

 

18033403_807480356073630_891734603223889

 

18033102_807480396073626_903457590956421

 

17990687_807480392740293_663631603273680

 

И, как она и говорила, видела я совершенно обратное: один предлагает, другой соглашается. Это - Соперничество и Уступка под видом Компромисса. Но главного вопроса не было, значит, и стратегия совершенно другая... Пробуем снова.

Вопрос

Выслушать

Договориться

 

Дальше смотрели мультик как раз на это упражнение. 

 

Т.к. наша дислокация изменилась, занимались мы в бассейне, я совсем забыла, что собиралась показать 3 приёма простейшей самообороны... И забыла спросить у тренера, придёт ли инструктор по рукопашному бою... Оказалось, он пришёл, но наши женские головы совсем упустили из виду его присутствие... Поэтому приёмов не получилось.

 

Получилась работа с эмоциями. Это упражнение я позаимствовала у Оксаны Витальевны в клубе "Арай". Накачала вчера разной музыки и включала детям отрывки. Предварительно рассказала, в какой части площадки какие эмоции. Дети слушали отрывки и бежали в эмоцию))) Кроме бегства надо было еще и выразить ее: как ты чувствуешь страх? как ты чувствуешь гнев? ну-ка, машем руками, топаем, кричим!!!
Печаль - это эмоция потери энергии. Расслабление. Дружно валимся на маты и лежим там хотя бы 10 секунд. Ну конечно, после гнева это сложновато...)))
Радость! тут можно снова кричать, топать ногами, махать руками и прыгать! Хлопать в ладоши и смеяться.

 

Рядом сидел парень-подросток и участливо спросил:
- Вы так не устаёте?
- Устаю конечно. Но мне нравится то, что я делаю.

На этом занятие с детьми закончилось и в комнате собралась самая спокойная и немногословная группа "Я и другие" - 12+

    • 0

***Подростки***
В нашей группе появился новый парень - Лёша. Балагур и хохотун. Вначале я даже поймала себя на раздражении, что он вечно болтает и отвлекает впавшего в спячку соседа. То, что он умеет поднять и усопшего - огромный дар Лёши. Но когда это происходит одновременно с ведущим, ведущий-холерик на ходу забывает свои мысли, потому что слышит в 2 уха и сбивается.

Поэтому я пересадила Лёшу к девочке - он сработал, словно волшебное солнце! тут же сдержанная и строгая на вид девушка стала обаятельной улыбашкой и хохотушкой. Ну а как оставаться серьёзной, если голубоглазый сосед надел твои очки и сидит с умным видом, вызывая во всех смех?))))) Очень здорово, что Лёша к нам присоединился - растопил группу и расслабил))) За его лицом классно наблюдать, т.к. парень выразительно демонстрирует все эмоции, особенно мастер в положительных. Это талант - заряжать людей позитивом.
Понемногу мы спелись)))

 

Когда пели "Непогоду" и "Кораблик детства"

 

 

, еще нет, а вот позже - сработались)))
 

Вспоминали Печаль и Уступку.

Знакомство с Радостью. Кратко, потому что выражения эмоций (особенно энергичных, т.е. Радости и Гнева) детям даются трудно.

И тут я достаю умный рисунок, который мы обсуждали с мамами - мозги и животные.

 

18076769_807497822738550_645449223300301

 

Оказывается, Компромисс - это уровень млекопитающих (заодно вспомнили, кто такие млекопитающие и перечислили нескольких). Есть и более высокий уровень - Человека, но это мы разберем в следующий раз)

Тоже смотрим 2 симбиоза из 5

 

18033354_807554799399519_545898928064017

 

18118754_1418048641608069_12539726465958

 

18056898_1418048661608067_49812565196469

 

18056724_1418048671608066_41288433871764

 

разбираем на схемах. Сравниваем с предыдущими стратегиями - 4 предыдущих основаны на страхе. Компромисс появляется, когда страха нет у обоих участников. Если он есть у собеседника, Компромисс невозможен, но можно снизить уровень страха - отразить эмоции. С этим пока затык. Нас слишком мало, и слишком мало занятий, чтобы группа расслабилась и сняла маски. Ну уж как есть. Хотя бы познакомиться с эмоциями у себя и других, чтобы распознавать их.
Зачем?
Объясняю, что есть 4 вида интеллекта:
- познавательный (тот, что развивала раньше школа, но сейчас развивают по большей части репетиторы, а школа забивает память)
- практический - когда человек меняет мир своими руками или изобретает что-то полезное для жизни. Однако для изобретения нужно знать алгоритм процесса. Пример - робот-пылесос
- социальный - умение строить отношения
- эмоциональный - умение разбираться в чувствах и эмоциях. 3 и 4 мы в меру сил развиваем на занятиях. Конечно, для полноценного развития нужно таких занятий больше и чаще, ну пока вот так.

 

Хорошо, что на занятия ходят мамы - мамы учатся новым навыкам общения легче. Потому что подростки - в состоянии закукливания, внутри идёт мощная перестройка, на новые навыки нужно много сил и смелости, а пока энергия уходит на другое. Кажется, что ребёнок впал в спячку. на самом деле это - защитная реакция на стресс пубертата:
"В подростковом возрасте человек внешне становится вроде бы взрослым, а внутренне с перескоком в это состояние проблема. И это вызывает большой стресс и дискомфорт. Ребенок учится быть взрослым, иногда резко, с эпатажем и наездом на старшее поколение, потому что не понимают и живут своей серой скучной жизнью, идет протест против привычных устоев, но дальше протеста подростки не идут и свой вариант, как по-другому, почти никогда предложить не могут. Некоторые просто закрываются и погружаются в норку, и переживают свой стресс в тишине. В любом случае для родителей это тяжелый период, в который очень надо набраться терпения, не пресекать начинания и порывы детей, если это не угрожает их жизни, постараться стать им другом, чтобы они могли делиться с родителями своими проблемами. Тогда можно будет оперативно помочь, если что. Если в женской природе есть понятие ПМС, когда из-за активации гормонов идет эмоциональная раскачка и нестабильность, то подростковый возраст - это тоже своеобразный ПМС, когда нервы напряжены, гормональная перестройка вводит в большую раскачку. И тут только держаться и взрослым не раскачивать эту лодку еще больше. "

Тренируем то же упражнение на матах, что и с малышами.
Мальчики сработали без единого слова - мы увидим тот же метод в мультфильме. Девочкам Компромисс давался тяжело. С шутками и подбадриванием справились и пошли смотреть, как это в мультфильме.

Обсуждали схему на примере школы.
Учитель хочет, чтобы ученики хорошо писали контрольные. Для этого он использует свои ресурсы - знания и методы обучения. Вы используете свои - время и силы, чтобы делать домашку
- а ее делать не хочется
- конечно не хочется, но, бывает, что приходится
- цели при этом достигают все: учитель получает результат, а мы - какие-то знания.Отношения при этом сохраняются. А время затрачивают обе стороны.

"А теперь покажу вам, как находить компромисс с собой. Для этого отправимся в путешествие и сделаем Карту Сказочной Страны".
Эта методика Зинкевич-Евстигнеевой пришлась очень кстати. Прыгать не надо. Демонстрировать своих демонов на публику - тоже. Сидишь, рисуешь, незаметно для себя разбираешь, что у тебя внутри.

 

17991681_807480752740257_946545041841303

 

Хотя по заданию нужно было и назвать области ландшафта вроде "Долина Сомнений" или "Озеро Надежды", народ затаился и приберёг секретики для себя)))
Пошло на ура. Анализ делал каждый самостоятельно - я читала текст, они смотрели собственные карты. Здесь конечно не обошлось без юмора и общения, спасибо Лёше, в самые нудные моменты вставлял искры своего характера.

Милена посещала все занятия, поэтому очень классно ориентируется в стратегиях поведения - их мы уже изучили 5.
Эльнара пришла в первый раз,  расслабилась и рисовала от души. Бека участвовал по мере сил.

Всё, можно выдохнуть и отправиться домой, от впечатлений забыв ноутбук))))
Самое время сделать перерывчик и начать приготовление к предпоследнему занятию с детьми и подростками.
С мамами занятий у нас будет больше)

    • 0
***7-12***
Вначале тоже пели. Дети - группа с огромным энтузиазмом, поют они с удовольствием, дай волю - так бы и пели всё занятие)))
 
18157537_811439735677692_628074512484464
 
- вспоминали прошлое занятие: эмоцию радости и стратегию компромисса
- эмоция Интереса: отметить, какие чувства чаще всего испытываем из этой категории; в каких ситуациях они бывают.
 
18199129_811439889011010_427310067707110
 
- игра "Эмоции". Делимся на 2 команды. Каждая команда демонстрирует эмоцию, а другая определяет, что это. Задавала "запретные" эмоции - страх и печаль мальчикам, гнев - девочкам. Радость изображали бурно все.
- условия Сотрудничества
- мультфильм со стратегией Сотрудничества.
 
18156336_811440022344330_355563913216692
 
Поразительно, как легко дети умеют определять эмоции. Умение наблюдать и определять есть у всех, но их перекрывают другие и, вместо наблюдения, мы, взрослые, чаще занимаемся фантазированием...
- повторяем условия сотрудничества
- показываем сказку "Репка". Вначале обсуждали, кому какие роли достанутся, стоит ли роли распределять в зависимости от роста? Оказалось, нет. Главное - правдоподобно изобразить своего героя. В итоге, самый маленький - Рус - оказался Репкой)
 
18209036_811440015677664_841322787723545
 
Вова оказался шикарной бабкой - он правдоподобно ковылял к деду и во время вытягивания репки вытирал со лба струящийся пот... Залюбовалась)))
 
18192743_811440119010987_875376279430888
    • 0

***подростки, 12+***
Мальчишки припоздали и мы с Машей и Миленой начали тренироваться в "Отражении Эмоций". Берём метафорические карточки, называем чувства одного из персонажей.
- обсуждаем, почему нужно остановиться. Этом приём нужен не только для общения со взрослыми, но и для общения с друзьями. Ведь каждый человек, когда делится чем-то, рассказывает о какой-то ситуации, ждёт от нас поддержки. Умение чувствовать и поддерживать другого - основа общения.

..Удивительно, насколько точно подростки могут со_чувствовать. Наверное, в этом возрасте эмоциональная чувствительность обострена. Если дети быстро подмечают, называют и переключаются на своё, бурлящее, то подростки более замедленны и тоньше. Другое дело, что демонстрировать это не могут и говорить о своих переживаниях им труднее. Это ведь и возраст ранимости, когда очень боишься, что вместо поддержки получишь пинка или нотаций.

- почему родители беспокоятся о том, что подростки замкнуты. Отчего сами подростки замыкаются.

- Вытягивали советы из колоды метафорических карт "Сокровищница жизненных сил". Обсуждали, чем совпала выбранная карта и заданный вопрос. Потом пришли мальчишки, вытянули свои, но обсуждать не стали.
- пели. "Лей" группы ОдноНо: пошло очень хорошо, потому что там речетатив )))

 

 

Очень красивая песня и светлый клип, но мы пели без него, т.к. нам нужно успевать по тексту. "Она идёт по жизни смеясь" в исполнении Машины Времени и "Во кузнице" - с оригиналом и канонами. Девочки легко поют, поэтому во второй раз мы с мальчишками пели первую партию, она даётся проще.
- игра "Ассоциации". Я называю слово, каждый передаёт соседу ассоциацию на это слово. Записываем итоговое. Из его букв составляем новые слова. С ними нужно придумать фразу или предложение, используя не только прямой, но и переносный смысл.
- вспоминаем прошлое занятие: эмоцию радости и стратегию компромисса. Какое видео смотрели. Какой вопрос стоит в начале этой стратегии. Почему его нужно задавать?
- эмоция Интереса, чувства на основе интереса. В этот раз поделились, в каких ситуациях испытывают это чувство
- стратегия Сотрудничества. Единственная человеческая стратегия. Только люди могут пользоваться сотрудничеством по свободному выбору. За насекомых этот выбор делает природа. У человека есть отдел в мозгу, который отвечает за эту стратегию - неокортекс. У дельфинов и высших приматов есть его зачатки. Но полный отдел - только у человека.
- Условия Сотрудничества. Фильм об операции "Багратион".
Пока готовилась к занятию по этой стратегии, размышляла, какой бы ролик показать детям. Хирургические не подходят, там, хоть и сотрудничество, но приятного мало, не для слабонервных. Поэтому стала искать среди военных операций. Самым понятным и лаконичным (среди коротких) оказался ролик 1975 года.

 

 

Остальные либо перегружены информацией, либо мало привязаны к карте. Обсудили Вторую Мировую - кто ее начал и зачем. И как сейчас выполняются прежние планы.
- снова повторили условия сотрудничества по нашей схеме.
- в каких ситуациях мы сотрудничаем? уборка и совместная готовка. Часто ради сотрудничества мы пользуемся Компромиссом и Уступкой - откладываем свою личную цель ради достижения общей
- упражнение: нарисовать 2хэтажный жилой дом, в котором каждый может изобразить свою комнату.

 

18221828_811440212344311_479103991782164

 

Убедилась, что для возраста 12-14 самые лучшие техники - связанные с творчеством :rotate:

 

18238149_811440225677643_228847632437408

 

В середине рисования рядом появился Ваня - шёл он вообще-то на тренировку, но заинтересовался нашим заданием. Вначале наблюдал, спрятавшись от меня за столб

 

18192493_811440149010984_672242170811015

 

а потом легко влился в компанию.

 

18156248_811440275677638_741080007213423

 

Пока завершали дом, мы с Даниэлем сделали профориентацию, про неё я совсем забыла, поэтому провела в самом конце. На разминку подтянулись и старшие - 15-16 лет. Большой Ваня тоже попросил сделать ему тест и терпеливо ждал своей очереди. Спросила старших, почему не ходят к нам на занятия - ответили, что и не знали о них.

Между тем, в детской группе осталось лишь 1 занятие. Есть идея продолжить занятия для подростков - нам еще предстоит изучить пирамиду Маслоу, структуры личности по Бёрну, 2 других способа активного слушания и Кувшин эмоций... Время покажет, осуществятся эти планы или нет, ведь суббота, всё же, - выходной...)))

    • 0
Сегодня было заключительное занятие
Пели песни.
Знакомились с эмоцией любви (счастья). Как распознать. Какие ощущения в теле.
повторяли стили поведения в конфликте:
Рассматривали схемы 6 стилей. Обсуждали.
Смотрели отрывки из передач про природу и дети называли, какие стили поведения в каком отрывке обнаружены
 
Показывали эмоции.
 
После этого играли в "Alias", для разрядки.
 
18451493_1442169059196027_24529921972971
 
Потом было общее творческое задание - нарисовать фигуру человека, изобразить, в каких частях тела живут какие эмоции.
 
18423259_1442169135862686_16873089555044
 
Это сложно. Я поняла, что впредь эти коллективные техники на сотрудничество надо давать с 1-го занятия. Сложно детям сотрудничать. В основном - соперничают или уступают. Договариваться могут только с помощью ведущего. Конечно, когда 2 или 3 человека, договориться легче, чем когда 6, но этот навык - сказать о своём желании, услышать соседа, договориться и достичь общей цели - в жизни важен. Дети разные, кому-то проще мирно сотрудничать ценой уступки, кому-то привычнее настаивать на своём.
 
18485926_1442169185862681_11888955079443
 
Интерес единодушно разместили во лбу
Печаль - на лице
Гнев - в руках
Любовь - в груди,
Радость - по соседству
Страх - в ногах
 
18486074_1442169379195995_71647878672925
 
Вторая часть - нарисовать дом и разместить в нём эмоции - была сделана легче.
 
18447263_1442169292529337_80833038517109
 
 
18446825_1442169279196005_81393074641726
 
18485825_1442169355862664_57510318240438
 
18449369_1442169479195985_73039021003387
 
Дом большой, к тому же, после того, как завершились с домом, приступили к окружающему миру - там и море слёз появилось, и дерево, которое растет прямо в воде, кроной вбок, и собака на цепи, и кошка, и даже место для автомобиля нашлось...)))
 
Мальчишки с удовольствием раскрашивали чердак Страха, наполнив его привидениями, скелетами и даже виселицу поместили для ужаса. Хорошо, когда негативные чувства можно выразить через творчество - напряжение спадает, и мы немного с ними знакомимся, а, значит, боимся их меньше...)))
 
18449580_1442169412529325_89765390646018
 
Финальное фото сделали коллективное, с развесёлым домом. Попросила изобразить смешные лица, чтобы было, что вспомнить)))

 

18491490_1442169515862648_78633786187537

    • 0
***подростки 12+***
Эмоция любви (счастья). Какие ощущения. Как распознать у другого человека. Знакомство с таблицей чувств любви. Отметить 3-5 своих самых любимых.
 
Поём, как раз Маша пришла.
"Лей", "Во кузнице", "Эхо Любви".
"Лей" - прямо хит. "Эхо любви" партию мужчин на себе вытащил Лёша, т.к. был единственным юношей в группе. Жаль, песен таких сейчас не пишут...
"И даже в краю наползающей тьмы,
За гранью смертельного круга,
Я знаю, с тобой не расстанемся мы,
Мы - память, память, (2р)
Мы - звездная память друг друга..."
Такие песни вызывают смущение и хихикание, потому что возраст. И, вместе с ним, показывают и красоту...)))
 
"Во кузнице": очень хорошо каноны понял Лёша, он вообще сообразительный, да еще и мужской структурированный подход к жизни нам очень помог одолеть эту песню))) Маша чутко отреагировала, поэтому мы с ней пели вторую партию, которая сложнее первой :)
 
Милена с Эльнарой очень поддержали, когда исполняли "Лей", пели ее на прошлом занятии.
 
то, что мы поём, очень вдохновляет :) понемногу все расслабяются, снимают маски и меньше топорщатся иголочками в разные стороны.
а я чувствую себя, словно Матьё из фильма "Хористы" )))
 
 
 
Смотрели те же отрывки из жизни животных, что и малыши, чтобы обсудить стратегии поведения.
4 стратегии, основанные на страхе - это уровень простейших животных, рептилий.
- А как же крокодил игнорирует опасность?
- На стадии яйца. Может яйцо укатиться само?
- Нет
- А дать в глаз нападающему?
- Нет
- Может ли оно самостоятельно поменять окраску, чтобы приспособиться?
- Нет
- Оно может только замереть. Это и есть игнорирование.
обсуждаем другие стратегии:
- Чем отличается сотрудничество муравьёв, которое мы видели в предыдущем клипе, от сотрудничества людей?
Тем, что люди выбирают стратегии поведения самостоятельно, а муравьиное общество - кастовое, т.е. рабочий муравей никогда не станет нянькой, и наоборот. Роль муравья определяется на стадии личинки: если няньки чувствуют, что нужны рабочие или разведчики, они откармливают личинку побольше, а если чувствуют, что нужны няньки - то корма личинка получает меньше, и роль муравья определена от рождения до конца жизни.
 
Рассматриваем пирамиду Маслоу, как рассматривали её и с мамами. Обсуждаем, что спорт вообще может быть от первой до последней ступени. Последняя - это когда от твоих занятий спортом идёт какая-то польза людям. Но ловушка 3-ей ступени - такая хитрая штука, которую и не все взрослые замечают...
 
 

18491428_1442169032529363_60004184898836

 
Предложила придумать, как соорудить пирамиду Маслоу из газет, которые нам принесла Iren. Разные варианты рассматривали, остановились на пирамиде из шариков. Вначале шарики крутили все вместе, а потом я стала делать тест на профориентацию Лёше и Эльнаре, и поэтому ваятели приостановили свою работу. Маша и Милена получили распечатки с результатами, с интересом читали, что получилось.
 
Следующий тест на профориентацию более сложный. Вообще дают его с 15л, т.к. там встречаются сложные слова. Но он тоже нужен как один из 3х, определяющих склонности человека. Одного теста недостаточно. Поэтому пирамиду мы забросили и занялись сортировкой глаголов, которых в данном тесте аж 150, но из них нужно выбрать наиболее близкие, а потом сравнить между собой. На матах уже началась разминка перед тренировкой в бассейне - это спортивные ноги на верхней части фото :)

18342539_1442696869143246_80665482580519

 
Результаты я снова обработаю и принесу на след. неделе.
 
Участники помогли мне собрать все причиндалы и отнести вниз. Наше занятие закончилось.
    • 0
***подростки 12+***
 
18622119_822228277932171_648121892805210
 
 
Вначале нас было всего трое, и, несмотря на это, мы тоже спели очень душевно. Каждый раз радуюсь, когда мы поём - мало кто не любит петь, а тут можно с удовольствием зарядиться позитивом
- Дом
- Давайте восклицать
- Закат, Рассвет
 
 
Повторили стили поведения по общей таблице.
Задание: посмотреть м/ф "Чудовище"
 
 
и определить стратегии поведения героев в разных ситуациях
 
А потом началось столпотворение: пришли старшие на профориентацию - мы на днях со Снежаной Витальевной обсуждали этот вопрос, и вопрос для нас очень острый. С одной стороны, есть дети, кому не предначертана спортивная карьера. С другой стороны, куда им еще деваться, если секции все платные, и стоят недёшево... А плавание - это и движение, и здоровье, и воля. Это великолепный вид спорта.
А, может быть, ребёнок рождён для других результатов и в гонке за медалями он пропустит именно своё, данное для выполнения в этой жизни?.. Вопрос тонкий, мы на него уже ответили, и каждая семья его решает по-своему.
Моё дело - провести тесты на профориентацию, и отпустить результат :)
 
Маша очень здорово помогла с одним тестом, который делается индивидуально - выполнила всё четко и быстро, пока мы с остальными ребятами разбирали другие задания. Позанимались очень продуктивно, дело за малым - обработать результаты и написать заключения))) ну как раз, времени впереди много, ведь следующее занятие 17 июня)
    • 0

Декабрь 2018

П В С Ч П С В
     12
3456789
1011 12 13141516
17181920212223
24252627282930
31      

рассуждансы

жалость «Оправдывать свою гадость души физическими страданиями и внешними стрессами от родных - да, это можно понять, но это ВЫГОДНО. Большинство тех, кто болеет долго и тяжело, становится энергетическим вампиром всех окружающих, дико жалея себя и всеми силами заставляя других делать тоже самое. Во время жалости подпитка идет очень мощно. Если с подпиткой и нужным им отношением напряг, включается ненависть - вы меня не понимаете, вы такое не испытывали, вы сволочи уже за то, что здоровы. На ненависть идет мгновенный отклик ненависти, многие ведутся и кормушка не оскудевает. Стандартный набор рядового вампира. Так можно прожить долго и очень долго, пока несчастные жертвы-доноры будут это терпеть из чувства долга и правильности. Но свет души на этом тратится неслабо и доноры могут взбунтоваться или стать тоже вампирами и начать разводить мучителя на эмоции, на ту же ненависть, чтоб хоть как-то пополнить запасы»«- где грань между состраданием и жалостью? - Разная конечно. Почему говорят: не унижай жалостью? Да потому что жалость, прижать к себе человека, погладить по головушке, «бедненький ты несчастненький, плохо тебе поди» - это конкретно опустить его, это своими словами и своим сознанием внушить ему, что он действительно бедненький, что все плохо и остается только скулить на луну. Это не мобилизует сознание на подъем на выход из этого состояния, это заставляет закапать слезки из глазок, как трудно жить и опуститься до скуления на луну. И что сделал тот, кто пожалел? Он опустил своей жалостью другого до уровня скулящей собаки, а сам с высоты своего восприятия уже сможет управлять скулящим, как нравится. Вот тебе и подоплека жалости. Многие вампиры намеренно заставляют окружающих себя жалеть, бьют на жалость разными слезливыми историями, и когда жертвы попали, очень классно питаются вытекающей из них скулящей эмоцией жалости… И периодически жмут на нужную кнопку у тех, кто рядом… Рядом со мной в одной квартире живет малыш 2,5 лет и понятно, что периодически он падает или стукается обо что-то и ему больно, и приходит в слезах плакаться маме. Если я в это время рядом, мы с мамой вообще не обращаем внимания на его слезки – ушибся, ну и ладно, ерунда какая, вот посмотри… И переключаем его на что-нибудь. Или просто посмеемся, что из-за такой мелочи ты еще и слезки льешь… А ребенок не видит жалости и через минуту уже улыбается. Нет смысла сидеть в таком состоянии, иначе никогда до воина не подняться, своя боль будет всегда важнее того, что происходит с остальными."»

предательство

"Нет предательства и нет обмана вообще. Если свое Я выставить на первый план, то обидно, когда ты человека присвоил и построил планы на будущее, а человек потянулся за тем, что ему выгодней и интересней и отказался от тебя. Т.е. твоя проблема лишь в том, что ты присвоил подарок от Бога, а это не было твоим, но осознавать это больно. А проблема того, кто нашел что-то повыгоднее общения с тобой, что система ценностей этой незрелой души пока простенькая, и материальное ставится на более высокую ступень, чем красивые высокие чувства. Никто не виноват, прошло столкновение двух реальностей, двух систем ценностей и каждый получил свои уроки . Ты – как отдавать, не требуя ничего для себя и как не присваивать. Она – что кроме материальной выгоды есть нечто, что не измеришь деньгами и украшениями, и оно цепляет душу на столько сильно, что душа начинает перестаиваться и вопреки привычному ценности все же меняются. Так что не думай про вину."
X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2018 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.