Домашка: сам или вместе с мамой?
школа дети и родители
Все же, я сторонник того, чтобы ребенок научился делать домашку сам, в течение 2х недель, ну, максимум, в течение первой четверти. Это происходит постепенно: вначале мама вместе с ребенком разбирает, что написано в учебнике, что нужно сделать, уточняет, все ли понятно. И постепенно передает этот труд в руки ребенка.
Страшно? еще как!
правильная домашка => хорошие оценки (идеально - отличные, но тут уж как повезет) => я хорошая мама.
Бинго!
А между тем, учеба - зона ответственности ребенка. Оценки вообще ни на что в жизни не влияют, уж сколько анекдотов сложено про отличников, которых нанимают на работу троечники - а воз и ныне там: крики, взаимные обиды, упреки, многочасовые мучения и постепенное разрушение отношений...
Хотя можно подойти с другой стороны: учеба - это прекрасная область, где ребенок может научиться принимать решения и нести за них ответственность: сделал-не сделал, сделал плохо/хорошо, что скажет учительница, какие тебе приятно видеть оценки, и вообще, нравится ли тебе учиться ради учебы или только ради цифири в тетради и дневниках?.. да еще во вред здоровью?...
Милана научилась сама делать домашку еще в 1 кл, ей хватило 2х недель.
Это случилось не сразу - она тоже, как и все дети, адаптировалась к школе, тем более, что у нее была обычная подготовка: писала печатными, читала 20 слов в минуту и с трудом понимала задание.
Поэтому первое время мы сидели и разбирали вместе.
Играть хотелось больше, и пришлось выбирать: либо делать домашку днем, когда у мамы есть время, либо делать ее с папой, когда мама укладывает маленького...
Со временем Милана научилась делать домашку сразу после школы - я так не умела, как она сейчас))) На домашку у нее уходит 25-40 минут (40, если надо сделать казахский, т.е. выучить новые слова или диалог). И, хотя в конце 1 класса читала она 32 слова в минуту, сейчас в свободное время Милана читает Роберта Асприна. А по вечерам читаю ей вслух Дмитрия Емца И мы никак не давили по поводу чтения - шла по школьной программе, потому что я относилась спокойно. Есть дети читающие. Есть нечитающие, это как карта ляжет, и, если ляжет она нечтением, ну, значит, "судьба такой", что поделать... Но Милана зачитала, и это приятно: с русским у нее хуже, чем с матешей, так хоть грамотность повысится))) да и вообще, умение добывать информацию из книг еще никому не помешало...)))
учится без троек, не отличница. На недельке занимаемся мы с ней и английским, и задачками из учебников 50-х годов... Это конечно помимо музыкальной школы и танцев. Теперь вот на рисование потянуло, придется урезать арифметику))))
у нас в семье оценки - это всего лишь цифры. Потому что важно получать удовольствие от учебы. Часто бывают совсем другие расклады - дети учатся, чтобы избежать неприятностей, получить деньги или подарки, чтобы быть хорошими для родителей..., подробнее об этом здесь
что-то непонятно - разберем вместе. Нарисуем схему, раскидаем конфеты или карандаши, полистаем страницы тетради, а потом перенесем эту схему на вагоны, груженные бумагой, по 20 т...
но главное - чтобы ребенок понял, о чем говорится в задаче. Как решить пример (но задачи решить важнее, да))))
но еще важнее задач научиться ставить себе цели
принимать решения
нести ответственность
делать выбор
- вот для чего мы используем систему школьных отметок. Шалва Амонашвили и вальдорф-педагогика сто раз правы, утверждая, что в началке оценки вредят. Так и есть. Но можно и этот вред обернуть на пользу
с Витей вообще история трудная. Витя никогда не делал домашку - предыдущие 3 года он обходился без этого навыка. Поэтому то, что он стал делать ее самостоятельно (пусть и не в полном объеме), меня очень радует
К чему я приплела Витю, спросите вы?
ну вот ребенок не учился 3 года. У него солидный стаж неуспешности в школе (сейчас он учится читать, и делает успехи!), и тут он постепенно приходит к тому, что домашку нужно делать самостоятельно, без напоминаний и без проверок с моей стороны...
классно?
еще бы!
можно, можно помочь ребенку учиться с удовольствием... если подойти к этому с похвалой, без прессухи и критики, вдохновляя, подбадривая и помогая, где сложно... и тогда правы психологи, которые говорят, что дети в началке учатся с удовольствием. Даже те, у кого был беспечный и безуспешный опыт предыдущих 3х лет...)))
...Витя принес со школы оценку по изо - он сам на днях сделал домашку, я не напоминала.
Нужно было нарисовать мальчика на качеле и девочку в песочнице. Витя не знал, как взяться за дело, потому что с рисованием не дружил. Дала ему книжку, откуда можно было срисовать мальчика - и он справился
Милана напомнила, что нужно было сделать домашку по самопознанию - вырезать откуда-нибудь картинки и наклеить вокруг яйца с названием "окружающий мир". Витя накануне как-то запамятовал, поэтому с утра Милана выручила тем, что дала свои лишние картинки - и Витя сделал домашку. Впопыхах, зато выполнил
Учительница привела его в пример однокласснику:
- Платон, посмотри, даже Витя сделал, а ты - нет!
Вите приятно, что его усилия заметили, оценили, а исполнителя - похвалили. Тем более, что это сделала не самая добрая учительница...)))
так что за обедом мы с ним немного поговорили на эту тему:
- Витя, в школе есть основные предметы - это русский и математика, так?
- так - кивнул оробевший Витя. Он на автомате начинает пугаться, когда взрослый разговаривает с ним на какую-то щекотливую для него тему
- а есть дополнительные предметы. Вот по русскому и матеше ты пока не можешь делать домашку, правда?
- правда
- ну по остальным-то можешь! вот картинки наклеил. Сам нарисовал рисунок по изо, на прошлой неделе - по познанию мира, а ведь я тебе не напоминала - сам знал. Уроки - это твоя ответственность. Конечно, тебе хочется поиграть с Русом и поболтать с Владом, но сейчас для тебя учеба - это самое главное. Постарайся помнить про уроки.А где непонятно или не можешь - обращайся, всегда разберем вместе.
Витя кивнул. Может, он начинает понимать, что теперь-то часть уроков вполне способен сделать сам...)))
как объяснила Милана, 4 ему поставили за то, что не нарисовал дома - их на листе изобразила учительница.
Как бы то ни было, результат меня радует
супер! я своему первоклашке еще до первого сентября сказала, что оценки не имеют значения. он это прямо всем рассказывает теперь. немало удивил этим бабушку-преподавательницу вуза и бывшую учительницу начальных классов.
а недавно пришел из школы и рассказал, что его пересадили на заднюю парту, потому что учительнице не понравилось, как он читал. надо было по слогам читать вслух, а он читал в голове и вслух произносил уже готовое слово. блин. во всяком случае, это его версия. придется с учительницей разговаривать про это.