год спустя
школа жизнь позитив вальдорф
тогда наш подход к школе вызывал бурю негодования. Да и сейчас многие воспринимают его в штыки...
а жизнь продолжается
напомню, в прошлом году доча не хотела учиться - ну не повезло с классухой, любой школьный формат воспринимался в штыки и я со своим Вальдорфом была послана далеко и надолго - практически до конца года...)))
потому что все, что касалось уроков, вызывало бурю негодования, протеста и сопротивления. И выливалось на меня
я относилась к этому спокойно - даже умудрилась за 3 недели научить дочу делать письменную домашку самостоятельно, собирать портфель
понемногу научила составлять схемы к текстам и делать пересказ по этим конспектам, учить стихи через движения. Моторная память у младших школьников - это целый клад, ведь к ней можно добавить эмоций, веселья и улыбашек
раз в неделю Милана пропускала школу, когда накапливалась усталость, а я распечатала листик с текстом, откуда вырезала такие квадратики:
"Уважаемая Светлана Борисовна!
Милана_________ не смогла прийти в школу
______________ по причиние плохого самочувствия
мама, Джамиля_______" - и ведь это правда. Ребенок от усталости плохо себя чувствовал, поэтому и оставался дома. А иногда не оставался - мы втроем (или большим составом, как получится) ездили купаться на ГРЭС. Чтобы щастье было полным
иногда мне было очень не по себе - большинство усмехается и злобно шутит
ребенок в оппозиции
мой любимый вальдорф - только в виде английского
предложения что-то разобрать вместе игнорируются... потому четко поняла: помогать, ТОЛЬКО ЕСЛИ ребенок просит. Никакого навязывания и давления...
"что ли, я дура?" - временами появлялся и этот вопрос, но... находились те, кто меня поддерживал и делился подобным опытом. Весьма успешным
"Я Алю свою научила в 5 лет читать и это было так непросто, столько крови она у меня выпила...) Но мне же надо выучить. я сама рано начала читать и это было хорошо и интересно. А ей не интересно и вот ей уже 25, но она никогда не читала книг, если это не задано по программе. Вся инфа в сжатом виде через фильмы и и-нет, не наработана ценность чтения и тут ничего не поделаешь. Просто признать этот факт и как-то с этим жить. Причем никаких отклонений в развитии, кроме нежелания читать, у таких людей не заметно. По чуть-чуть можно бы дома читать по очереди с мамой что-то интересное, можно рисовать картинки и придумывать к ним подписи, чтобы он сам подписывал. Кстати вторую, Машу. я вообще не учила читать, даже буквам, так с Алькой все желание пропало хоть что-то навязывать. Она сама выучилась в школе, к 8 годам бегло и хорошо читала, литература всегда была любимым предметом, сейчас уже на 4-м курсе журфака. Вот не угадаешь, как Бог даст. Он и выведет..."
ну а Милана пока в 1 кл...
неожиданно она с удовольствием стала заниматься фортепиано, хотя даже для меня, взрослой, это довольно муторное дело...)))
- ну что ж, - со временем согласилась я - в началке ей не повезло с классухой, учиться не будет. Среднее звено вылетает: нормальные дети ходят в школу тусить, учеба интересна только ботанам и тем, кого родители заточили на соперничество. Старшие классы под вопросом, а после 9-го все равно хочет идти в колледж, там ей будет проще почувствовать себя взрослой и понять, кем хочется стать. Можно успокоиться
последняя четверть, в школе пошли "2"-ки и на горизонте замаячила перспектива летних занятий для "особо одаренных".
занятия с Борисовной, если верить опыту Миланы, намного хуже занятий с
И Милана отказалась от упрямства, попросила помогать
вальдорф - это отчасти праздник))) поэтому школьный материал усваивался легко, бонусом пошли 4-5...
но главное было в том, что Милане наконец понравилось учиться
после года сопротивления и борьбы, дойдя до самого дна, она вдруг открыла радость учебы. Радость успеха. Радость того, что школьная программа может быть интересной и веселой... радость свободного выбора, родители поддерживают и помогают, без выноса мозга, без нотаций и нудения, без гонок...
и наступило лето... летом, ясное дело, никаких занятий не было, девочки только купались, строили домики, помогали по хозяйству, наряжались, красили ногти вместе с нами и занимались другими детскими интересностями...
мы немного выучили таблицу умножения, но даже скучная таблица оказалась увлекательной через игры, прыжки и хлопания)))
2 класс...
- Мама, мне во 2-м классе учиться интереснее и легче, чем в 1-м - заявляет Милана
она настояла на том, чтобы я сразу подписала все тетрадки и обернула все учебники, а также на закладках, наклейке на дневник и прочих мелочах, которым в школе уделяют внимание.
вначале ей хотелось быть отличницей: амбиций в характере хватает
но потом, увидев, что для "отлично" нужно много корпеть над тетрадями и подолгу учить словарные слова (мы их учим быстро), доча выбрала 4-ки.
она уже сама составляет конспекты к скучным текстам
мы вместе учим правила и повторяем шк.материал, если это нужно...
а тем временем добавился вокал и 1-ый класс музыкалки: 2ч сольфеджио и 2ч собственно игры на фоно...
с учительницей поговорила еще в прошлом году и сказала, что, если Милана откажется от музыкалки из-за сольфеджио, нафиг сольфеджио, уйдет из музыкалки и станет ходить на фоно в частном порядке. Но пока Милане нравится и то, и другое, и отказываться ни от чего не надо.
Милана успевает по 2-3ч в день играть с подружками - после того, как сделана домашка, садится на вел и едет во двор к однокласснице... забирает из сада Руса - и вот они играют в куче детей, пока с работы не вернется папа.
она поставила будильник на 6.50: они с Русом встают, умываются и одеваются, будят меня в 7.30 - и мы делаем зарядку, завтракаем и неспеша едем в школу...
Милана даже просилась в бассейн... потому что спина устает в школе
но, пока хорошая погода, лучше все же играть с подружками - решила она. А чтобы спина не болела, мы вместе занимаемся йогой с утра. Еще год назад Милана категорически отказывалась и от йоги - настолько было сильно в ней упрямство и дух бунтаря
бассейн... может, добавится, когда станет холодно... а, может, и нет...
год спустя я, кажется, начинаю понимать, почему родители с таким упорством загружают своих детей, загоняя их не только в гимназии, но и в многочисленные кружки
ведь общий уровень образования неминуемо падает... и людей охватывает страх: если уж так плохо, то нужно хотя бы в хорошую школу отдать, чтобы там научили... если в школе не учат - нужно хотя бы кружками нагрузить, чтобы развивался: "мало ли, что в жизни пригодится..."
мне кажется, развитие начинается тогда, когда человек сам понимает, куда ему идти - в нем пробуждается заложенный интерес и желание... и с этого момента он сможет найти любые возможности, чтобы выполнить ту программу, которая толкает в путь... а ведь там не одна программа... несколько... нужно разное перебрать, чтобы понять, где твое... нужно уметь слушать свое сердце, чтобы идти на его зов... нужно останавливаться и задавать себе вопросы: "хочу ли я этого?" "чувствую ли я удовольствие, когда занимаюсь этим делом?" "нравится ли мне то, что я делаю?"...
но как ребенок остановится, если его жизнь - сплошная гонка и напряжение?.. некогда остановиться, даже отдохнуть толком некогда...
«НО ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ, ЕМУ МУЗЫКУ БРОСАТЬ?!»
поэтому мне очень близок именно этот подход:
"Моя Аля читать вообще ненавидела всю школу и тут ничего не поделаешь, так устроены ее мозги и я не пыталась давить и заставлять. Значит двойки. Она хорошо училась до 6 класса, а дальше стала троечницей. И снова это было не важно. Чем получить от перегрузок отвращение к учебе - лучше недоучить. А если что непонятно, мы с ней отдельно разберем (если она попросит, а так я и не подумаю). И только к последнему классу ее пробило - хочу в институт, буду заниматься. Сама занималась, правда всякие литературные сюжеты предпочитала впитывать через фильмы-экранизации, но все получилось и в вуз поступила, в один из лучших в Москве"
пока Милана мечтает стать певицей и хирургом, учиться в колледже в Париже, останавливает то, что она не знает "парижский"
время расставит все на места... сейчас она может заниматься вокалом... а "парижский", на крайний случай, знает мама
может, он и не пригодится, Милане так хочется учиться в другой стране, что вполне может выбрать и Россию
время покажет
Простите а почему с учительницой не повезло? У меня племяш в этом году в первый класс пошел, учительница молодая, сначала подумали что не очень, а потом пригляделись она к ним со всей душой вроде, что-то внедряет, вместо оценок купила смайлы и наклеивает им в тетрадки смайлы) дети довольные.
У меня просто в первом классе с учительницой тоже не очень сложились отношения, я замкнулась и школу начальную не очень любила, потом оттаяла вроде.