Развитие ребенка от 1 года до 3 лет
развитие дети психология 1-3
Почему это время называется «возрастом правил?»
Как направить детскую энергию в мирное русло?
Так ли нужна мелкая моторика?
Давайте разберемся
Ребенок развивается очень интенсивно – мозг постоянно растет, и ему нужно успеть вырасти, пока есть время и возможности)))
Если на стадии 0-1 год мозг развивался через поглаживания, сосание груди, массаж, теплый эмоциональный контакт с мамой, знакомую окружающую среду и знакомых людей (минимум тусовок и перемещений), то на следующей стадии, 1-3 у ребенка появляются новые потребности – в исследовании, манипулировании предметами, пересыпании, переливании, нанизывании и так далее. Именно через эти действия мозг растет интенсивнее всего.
Итак, главное развитие ребенка в возрасте 1-3 года происходит через сенсорику и манипулирование предметами. Это возраст "сенсомоторного интеллекта", т.е. мозг растет в основном через действия с предметами: резать ножом, ножницами, клеить, рвать, сыпать, втыкать, играть с водой и песком, грязью, камнями.
Ребенок ощущает потребность в манипулировании как напряжение. Увидел нож – ему тоже очень хочется взять его в руки и резать. Грязь – очень хочется засунуть в нее руки и месить, выдавливая через сжатые пальчики)))
Энергия выделилась на конкретные действия, мозг требует сенсорной пищи)))
А что делать, если страшно давать нож? Или страшно подпускать к розетке?
Вводить правила.
В этом возрасте запреты желательно заменить на правила пользования предметами
запрет: нельзя совать в розетку (ничего/ложку/палец/шуруп...)
правило: в розетку можно совать (вилку от ноута/ночник/зарядку от сотки...)
запрет: нельзя раскидывать мусор из ведра
правило: мусор лежит в ведре
запрет: нельзя крутить ручки у газплиты
правило: ручки у газплиты крутят взрослые
запрет: нельзя кидать отвертки
правило: кидать можно поролоновые игрухи, мягкие игрухи. Отвертки – для работы.
запрет: нельзя прыгать на диване
правило: можно прыгать на надувном матрасе
Также есть правила безопасности
крутить ручки у плиты могут взрослые,
переходить дорогу - держа маму за руку,
самостоятельно тыкать кнопки на стиралке и плите могут взрослые (дети могут открывать и закрывать стиралку, вытаскивать и класть в нее белье)
вилки и прочие острые предметы - для еды
ножницы - чтобы резать бумагу (а то сегодня вон начал сестре стрижку делать)
мыть руки с мылом перед едой
чистить зубы перед сном...
Следующая группа правил - правило иерархии (папа главный, после папы – мама главная, после мамы – старший ребенок).
Сам ребенок главный в том, что надеть, что есть (из имеющегося))), как играть, что рисовать и тп Здесь под него подстраиваются взрослые)))
Также существуют правила территории (сюда же относится и время: через 10 минут я закончу готовить ужин – и смогу поиграть с тобой)
Это всё конечно звучит очень умно и сложно
А как на практике?
Про нож и др. предметы говорю, в зависимости от ситуации:
- ножом режут еду (если сын сидит и пилит мою пластиковую разделочную доску)
- нож держат ровно (если он режет овощи, но держит криво и может порезать палец)
- нож для приготовления еды (если он собрался играть с ножиком, тыкая в другого человека),
- отдай нож. я вижу, ты разозлен (если вижу, что он злится и замахнулся ножиком)
У нас в семье нож можно брать (сын резал вареные овощи с 1.2), иначе как научиться им пользоваться? как чувствовать себя взрослым, если есть запрет на пользование взрослыми инструментами?
спички можно зажигать, но со взрослыми или с сестрой.
отверткой можно крутить шурупы (в момент, когда он хочет поцарапать ею телевизор)
И тп.
Т.е. касательно опасных вещей - это "разрешение+условия применения=правило" ))) И результат такой, что ребенок, видя, сколько всего ему можно, с удовольствием соглашается на правила, ведь правила направляют его самостоятельность, в отличие от запретов, которые ее ограничивают.
У нас не все можно. Например, засыпать щелочной порошок в посудомойку - "это делают взрослые, ты можешь включить кнопку и закрыть крышку"
порошки и прочая химия - "этим занимается мама". В целом, как-то не очень много запретов (и звучат они, как правила), и противостояния тоже немного...
Но эт я с сыном такая вся из себя черепаха Тортила с дочей был полный мрак: запреты, запреты и подчинение... Ну что ж, на ошибках учатся, а дети учат меня быть гибкой
Что говорят умные дядьки (Фрейд, Слободчиков, Пиаже, и другие личности?)
немного теории
Отсюда понятно, почему для ребенка так важно обращение со взрослыми предметами – он испытывает чувство гордости.
Важны правила – как правила пользования предметами, так и правила поведения.
Важно поощрение самостоятельности – ведет к чувству компетентности
Важна оценка через предметные действия (у тебя получилось вытереть пол) – это зачатки самооценки, которая делает ребенка независимым от мнения окружающих
Важна похвала – ребенок чувствует, что он может многое
И вернемся к правилам.
Они не просто делают жизнь ребенка предсказуемой и упорядоченной, создавая чувство защищенности.
Они сильно влияют на характер. Как?
Если родители занимают авторитарную позицию и требуют полного подчинения - у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться удерживающий характер, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, невозможность переносить беспорядок и неопределенность. Педант.
Удерживающий характер формируется на базе агрессивного
Либо обратный результат, обусловленный родительской строгостью в отношении правил — это выталкивающий характер, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, физическое насилие, даже садистическая жестокость. Бунтарь. Нарушитель норм поведения и правил. При сильных перекосах в семье дети этого типа склонны к ранней криминализации. Зачинщики революций и беспорядков.
Выталкивающий характер формируется на базе агрессивного
Есть и третий результат фиксации на этой стадии, в случаях, когда дети растут, как трава, правил в семье нет, делай, что хочешь - памперсный характер. У людей с таким характером нет самоконтроля, безразличие ко всему, низкая мотивация, отсутствие чувства долга и ответственности, нет осознания своих эмоций и потребностей. Это – склонность к наркомании, беспорядочной жизни (хиппи) или бомжеванию. Такие люди - топливо для революций, ходят на митинги протеста за обещаниями благ.
Памперсник формируется на базе пассивного
Норма: если родители создают правила, поощряют самостоятельность и хвалят детей за взрослые действия, это способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.
По мнению Слободчикова, в 3.5 года ребенок уже должен быть в состоянии разогреть себе еду и поесть.Да и в садике самыми успешными среди сверстников считаются те, кто имеет высокие навыки самообслуживания: сам одевается, раздевается, моет руки и тп.
Богатая сенсорная среда = развитый мозг = легко учиться в школе.
Бедная сенсорная среда - недоразвитый мозг - проблемы со здоровьем, успеваемостью и психикой. Ведь мозг отвечает не только за мышление, но и за выработку энергии, гормональный баланс, работу всех органов и систем
Поощрение самостоятельности = уверенность к себе, самоуважение
Ограничение самостоятельности = неуверенность в себе, недоверие к миру, страх неудач, замедление моторного, речевого и психологического развития
Правила вместо запретов = гармоничная личность.
Запреты = консервирование энергии, упадок сил и нежелание что-либо делать.
Резюме:
Для гармоничного развития ребенка на этой стадии необходимы следующие условия
- правила вместо запретов:
· правило иерархии
· правила территории
· правила пользования предметами/безопасности.
- отражение эмоций
- манипулирование предметами, как мелкими (нанизывание, пересыпание, перебирание), так и взрослыми – ножом, бытовыми приборами и тп.: Монтессори-среда дома
- поощрение самостоятельности
- одобрение и описательная похвала
- поощрение исследовательской деятельности
- дать возможность исправлять свои ошибки
- игры, творчество, положительные эмоции, любовь и принятие
- предоставление информации:
"Сын, мы поедем туда-то, пора одеваться" вместо "надень обувь/надень майку/дай, я тебя причешу..."
стакан разбился, нужен веник, вместо "ты разбил стакан!"
игрушки разбросаны, нужно убрать, вместо "убери игрушки"
во-первых, ПИ дает просто инфу: что произошло. Ребенок ее слышит и воспринимает мир. Не все это умеют.
во-вторых, ПИ дает инфу к действиям: нужна тряпка, а ребенок сам начинает думать, где ее взять и что с нею делать)))
и еще с детьми важно договариваться.
пс: ограничение самостоятельности и предметной деятельности приводят не только к запорам, но и к "гипердинамии", сейчас диагноз "СДВГ" ставят направо и налево (хотя это психиатрический диагноз, вызванный поражением коры ГМ во время Б, родов и первых мес. жизни, ставится детским психиатром, невропатолог ставить его не может), далее назначение успокоительных, которые, увы, мозг не развивают (как мелкая моторика), но навредить могут.
Также сдерживание развития ребенка в этом возрасте приводит к ЗРР, т.к. речевой центр развивается через манипулятивную деятельность. Пантокальцин в случае, если ЗРР вызвана бедной сенсорной средой, приносит больше вреда, чем пользы.
и так далее.
пс2: да, можно отдать ребенка в развивающий центр с системой Монтессори.
важно понимать, что мозг у ребенка растет не 2-3 часа в неделю, а круглосуточно))) и в наших интересах сделать так, чтобы дома ребенку было комфортно, интересно и радостно
пс3: заболевания, вызванные сбоями развития в возрасте 1-3 года: гипертония, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз. Бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит