Ну конечно не только от одного трения греется... но ведь греется?
нагрев деталей термодинамических машин от трения пренебрежимо мал по сравнению с нагревом от рабочего тела.
в ДВС теплота сгорания топлива переходит в механическую энергию расширения газов, которая при помощи кривошипно-шатунного механизма преобразуется в механическую энергию вращающегося вала. часть механической энергии расширяющегося газа и расходуется на преодоление трения колец в поршне, еще часть уже механической энергии вращающегося вала - на преодоление трения в подшипниках скольжения.
еще часть - на открыти закрытие клапнов, вращение насосов и т.д
поэтому, когда говорят, что часть мощности ДВИГАТЕЛЯ расходуется на преодоление трения (внутри самого двигателя) - это ерунду говорят. на преодоление трения в двигателе расходуется часть энергии сгоревшего топлива.
при пуске холодного двигателя трение в поршневых парах повышенное до тех пор, пока там не появится смазка. в подшипниках скольжения - смазка есть сразу после пуска.
прогревать двигатель нужно ровно до тех пор, чтобы на цилиндре появилась смазка. на современных двигателях это время очень мало - менее минуты.
падение мощности двигателя "на холодную" в основном связано с неправильным сгоранием топлива в нем.
в частности, часть энергии топлива идет на прогрев цилиндра, в связи с чем в полезную энергию вращения вала преобразуется меньшее количество энергии сгоревшего топлива.
на бензинках - это еще приводит к тому, что впрыскиваемая смесь температурой несколько холоднее, чем положено, поэтому зажечь ее также труднее. дизеля в силу физического процесса (адиабатное сжатие) менее критичны к этому.
как пример чистого трения,
есть такое устройство - называемая паровая турбина, устанавливаемая на электростанциях.
при её останове она еще продолжает вращаться очень длительное время десятки минут и даже часы.
или например турбина самолета - тоже останавливается достаточно долго.
поэтому кто говорит, что двигатель нагревается за счет трения, и тем более, это очень для него значимый нагрев - пусть убьет себя об стену.