Парадокс. Мы добываем нефть -продаем ее, а цены у нас дороже на бензин чем в США, как можно понизить цены на бензин? Ато шибко дорого ездить.
----------------------------------------------------------------------------
Бак им судья
Цены на нефть упали в два раза, а бензин в стране не дешевеет
http://www.liter.kz/...a...4&pub=12153Конец недели ознаменовался очередным резким падением цен на нефть. Так, на Лондонской бирже цена нефти марки Brent упала ниже психологически важной отметки 70 долларов за баррель. Логично предположить, что следом снизятся и цены на бензин. Ведь когда в июле этого года мировая цена на нефть поднялась до 147 долларов за баррель, цена на бензин в Казахстане начала подступать к отметке один доллар за литр. В те же дни эксперты и аналитики заговорили о том, что наш рынок нефти напрямую зависит от международного, и поэтому ГСМ в республике должны стоить приблизительно столько же, сколько во всем мире.
Мы уже более двух месяцев наблюдаем за снижением мировых цен на нефть, но наш бензин почему-то не дешевеет. Основным объяснением со стороны как госорганов, так и самих производителей является лишь одно: розничный рынок не может отреагировать на такие колебания мгновенно.
А теперь еще несколько показательных цифр. Начнем с того, что стоимость, например, бензина АИ-93 при выходе его с нефтеперерабатывающих заводов колеблется в пределах от 20 до 30 тенге за литр. Перегон с завода на нефтебазы также стоит весьма недорого. Для примера: в той же Европе разница между отпускной ценой завода и отпускной ценой компаний дистрибьюторов (и, соответственно, принадлежащих им АЗС) не превышает 15 евроцентов за галлон. У нас же разница составляет минимум пять раз.
Сами чиновники предпочитают говорить о непрозрачности отечественного рынка нефтепродуктов. Так, например, министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник теоретически ратует за введение административных мер по стабилизации цен на внутреннем рынке ГСМ. «Маржа перекупщиков не должна превышать десяти тенге за литр, тогда столь необоснованно высокой цены на АЗС не будет», – авторитетно говорит глава этого ведомства. С этим вроде как соглашаются и областные акимы, и сами производители ГСМ. Однако никаких реальных подвижек не происходит.
Между тем в России федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала снижения цен на нефтепродукты от семи крупнейших нефтяных компаний). Это касается таких гигантов, как «Татнефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть», ТНК-BP, «Альянс» и «Сургутнефтегаз», а президент Дмитрий Медведев, высказал недовольство высокими ценами на топливо и потребовал от ФАС разобраться в ситуации. Также он пригрозил, что в случае если вина нефтяных компаний в монопольном сговоре будет доказана, то необходимо будет возбудить в их отношении уголовные дела.
Итак, борьба за снижение цен на ГСМ началась и в сопредельном государстве. А вот в Казахстане до сих пор все спокойно. И, по мнению большинства экспертов, все остается на уровне громких заявлений – и будет оставаться до тех пор, пока в стране не будет прозрачного и конкурентного рынка ГСМ. И пока такие крупные государственные компании, как тот же «КазМунайГаз» и принадлежащий ему торговый дом, в настоящее время ориентированные исключительно на максимальную экономическую эффективность (то есть фактически на получение сверхприбылей), не станут более социально ответственны.