Котировки акций отечественных эмитентов на Казахстанском фондовом рынке (KASE) продолжают снижение на фоне девальвационных ожиданий, а инвесторы пытаются избавиться от тенговых активов.
Так, индекс KASE с сентября текущего года упал на 28%, а акции АО «КазТрансОйл», «Kселл», «Народный банк Казахстана» и «Казахтелеком» потеряли 35%, 37%, 36% и 30% соответственно.
Однако, большую озабоченность у экспертов вызывает ситуация с ценными бумагами АО «КазТрансОйл». Это дочерняя структура национальной компании «КазМунайГаз» (его 100% пакет акций принадлежит АО «Самрук-Казына»), первой вышла на фондовый рынок в рамках программы «Народное IPO». Причем при размещении акций приоритет отдавался розничным инвесторам, то есть гражданам Казахстана, после чего удовлетворялись заявки пенсионных фондов. Цена одной бумаги на тот момент составила 725 тенге.
Между тем, в минувшую пятницу (12.12.2014 г.) цена закрытия торговой сессии составила 746 тенге за 1 акцию. Причем к этому, как отмечают эксперты, привел массовый слив ценных бумаг компании. Снижение стоимости продолжилось и в понедельник, цена закрытия на 15.12.2014 г. – 709,90 тенге.
«Массовый слив можно видеть по тому, что сделки на бирже проходят как крупными объемами, так и мелкими. Частота именно небольших сделок как минимум вдвое выше, – констатирует исполнительный директор АО «Асыл-инвест» Нурлан Рахимбаев (на данный момент инвесткомпания обслуживает около 14 тысяч акционеров КТО из 34 тысяч). – Данный факт указывает на то, что из бумаги активно «выходят» частные инвесторы. К примеру, за последние два месяца мы видим, что котировки снижаются на небольших объемах. Пока же не совсем понятно, в какой момент наблюдаемая паника закончится. С максимумов этого года акции рухнули более чем на 40%, но многие частные инвесторы просто могут не осознавать привлекательность текущих уровней».
По словам эксперта, у «КазТрансОйл» нет долгов и активов в иностранной валюте, к доллару привязана лишь незначительная часть доходов от транспортировки и перевалки нефти. Поэтому прибыль компании вполне устойчива к корректировке курса национальной валюты.
«По части дивидендных выплат мы не ожидаем каких-либо изменений. Дело в том, что «КазТрансОйл» выплачивает дивиденды из большей прибыли отдельной или консолидированной. Поэтому размер выплат ожидается на одном уровне – 110 тенге на 1 акцию (по итогам 2013 года – 109 тенге, 2012-го – 75 тенге). На консолидированную прибыль будет давление, но на дивидендных выплатах это не скажется», – прогнозирует Нурлан Рахимбаев.
Отметим, по итогам 2013 года по простым акциям «КазТрансОйл» были начислены дивиденды на общую сумму 41 925 280 291 тенге: выплаты через Центральный депозитарий ценных бумаг 30 716 акционерам составили 4 190 243 836 тенге, 7 инвесторам компания самостоятельно перечислила 37 735 036 455 тенге.
Если произойдет очередной обвал национальной валюты, то насколько наши эмитенты подвержены девальвационным «шокам», что ждет отечественный рынок ценных бумаг и кто останется в плюсе в случае девальвации, а кто – в минусе? На этот счет у эксперта следующее мнение.
«Есть три категории бумаг, которые, так или иначе, реагируют на корректировку курса национальной валюты в зависимости от валютной структуры выручки и баланса, – говорит исполнительный директор АО «Асыл-инвест». – Потенциально от девальвации выигрывают добывающие компании, имеющие большую долю экспортной выручки, т.е. доходы в иностранной валюте, минимальный уровень долга и значительные денежные средства на балансе в валюте. Расходы у них в тенге, поэтому рентабельность бизнеса в национальной валюте останется на плаву. На нашем рынке это АО «РД «КазМунайГаз».
Вторая категория – это компании, у которых активы и пассивы в тенге, доходы и расходы также преимущественно в национальной валюте.
«Девальвация в их случае не приведет к каким-либо убыткам, – продолжает далее Нурлан Рахимбаев. – Но их чистая прибыль и дивиденды в долларовом выражении снижаются. Это такие компании как «Kcell» и «КазТрансОйл» (на отдельной основе). В третью категорию входят те, у которых обязательства в иностранной валюте превышают активы в иностранной валюте, при этом доходы и расходы преимущественно в тенге. Такие компания в случае девальвации несут убытки от переоценки долга, сталкиваются с ростом расходов по обслуживанию долга и себестоимости. На нашем рынке – это, к примеру, «Казахтелеком» и «KEGOC». Банковские бумаги также относятся к этой категории, но механизм влияния там несколько другой. Сейчас девальвационные риски во многом заложены в рынке, учитывая темпы падения бумаг. Если корректировка курса, которая может произойти, фактически превысит ожидания, то рынок акций может оказаться еще некоторое время под давлением. Иначе может произойти стабилизация».
В данный момент, по словам эксперта, на рынке «чувствуется» отсутствие институциональных инвесторов, способных поддержать рынок и не дать бумаге уйти в минус. Средства для осуществления таких крупных инвестиций есть у АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ). Однако фонд в настоящее время преимущественно участвует только на рынке государственных ценных бумаг и банковских облигаций.
«Сложно сказать, почему ЕНПФ сегодня занял пассивную позицию. Сейчас фонд занимается финансированием государственного бюджета и банков второго уровня. А в условиях низкой доходности пенсионных активов, такие ценные бумаги, как акций «КазТрансОйл», могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону. Их дивидендная доходность на текущих уровнях составляет почти 20% годовых. Если не эта бумага, то какая? У ЕНПФ в целом есть средства для осуществления крупных инвестиций, а инвестиционная политика предполагает вложения в локальные корпоративные бумаги, в том числе и акции», – отмечает представитель «Асыл-инвест».
Сейчас в рамках «Народного IPO» проводятся расчеты по второму участнику – АО «KEGOC». Снижение же стоимости акций «КазТрансОйл» параллельно с этим – не самый лучший пример для участников программы, считает эксперт и предлагает принять следующие меры: в частности, активизировать работу ЕНПФ с «народными» акциями в части инвестиций и провести вербальные интервенции со стороны государственных структур в поддержку программы IPO и конкретных компаний.
Что касается возможной девальвации национальной валюты, то в текущих реалиях, по мнению эксперта, повторение корректировки курса выглядит весьма рискованным решением и может привести к серьезным негативным последствиям.
«Сегодня с вероятностью 70% мы не прогнозируем очередную девальвацию, но все же не исключаем такую возможность в случае, если ситуация на рынках усугубится. В наших оценках допускаем возможность корректировки курса еще на 20% до отметки 220 тенге за доллар, аналогично февральской девальвации. Тем не менее, за базовый сценарий принимаем плавное ослабление курса тенге против доллара до 185-188 тенге в ближайшие 6-12 месяцев», – резюмировал исполнительный директор «Асыл-инвест».