Чего ждут от нового министра труда и соцзащиты в Администрации президента? Когда и как надо было реформировать пенсионную систему, чтобы это понравилось всем гражданам? Что делать с казахстанскими детьми, которых бросили опекуны из США? На эти и другие вопросы нашему изданию ответила советник президента РК Гульшара АБДЫКАЛИКОВА.
«ПЕНСИОННАЯ» РАБОТА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
– Гульшара Наушаевна, пенсионный закон вроде и принят, а вопросы по нему остались. Взять хотя бы норму о том, что работодатель будет платить за работника 5%. Все прекрасно понимают, что работодатели в итоге этот налог «повесят» на работника...
– Я, как специалист, важность выравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин понимала, как и то, что реформу делать необходимо как можно скорее. Но, как женщина, предлагала более мягкий вариант, чем озвученный в итоге.
– Поверьте, от того, что мы бесконечно будем делать пессимистические прогнозы, такие же, как про 5% обязательных отчислений от работодателей, положение не изменится. Казахстан по Конституции является правовым государством, значит, законы должны исполняться.
В своём выступлении глава государства дал поручение к существующим десяти процентам обязательных отчислений граждан ввести дополнительные 5% обязательных отчислений от работодателей. Зарплата людей при этом не должна уменьшаться. Сейчас Министерство труда и социальной защиты населения занимается разработкой легко контролируемого механизма отчисления этих 5% в Пенсионный фонд, потом, когда этот механизм будет утверждён правительством, начнётся активная работа по разъяснению нововведений пенсионного законодательства. Первый опыт показал, что необходимо доступно объяснить людям, зачем нужно выравнивать пенсионный возраст. Какие плюсы от этого будут для страны в целом и для каждого гражданина в отдельности.
– Я, конечно, верю в силу убеждения нового министра труда и соцзащиты, но вот в то, что существуют аргументы, которые заставят, скажем, работницу ткацкой фабрики поверить в то, что ей будет классно от того, что она поработает на 5 лет дольше, чем собиралась, – нет.
– Президент среди основных задач по пенсионному законодательству отметил и дифференциацию пенсионного возраста по различным группам. В первую очередь повышение пенсионного возраста с 1 января 2018 года будет вводиться постепенно, это уже подразумевает дифференцированное повышение в возрастной категории. Сейчас Министерство труда и соцзащиты подробно всё распишет: как поступать с женщинами, занятыми на тяжёлом производстве, многодетными матерями и так далее. Я недавно встречалась с Тамарой Босымбековной (Дуйсеновой – министром труда и соцзащиты РК. – Прим. авт.), знаю, что министерство проводит активную работу со всеми заинтересованными сторонами. Есть понимание того, что данный вопрос затрагивает интересы очень больших слоёв населения и непосредственно влияет на образ жизни практически каждого гражданина страны.
– Насколько я помню, Тамара Дуйсенова в качестве вице-министра труда и соцзащиты курировала вопросы социальные: пособия, пенсии и так далее. Значит ли это, что Минтруда и дальше будет больше нацелено на социальные гарантии для неработающего населения, а не на создание новых рабочих мест и сокращение иждивенческих настроений среди населения?
– Если работодатель не хочет платить разницу по пособиям добровольно, мы внесём в законодательство поправки, которые сделают участие работодателя в выплате пособий по беременности и родам обязательным.
– Во-первых, назначение человека, курирующего социальные вопросы, вовсе не означает, что теперь будут увеличены пособия и различные выплаты. А во-вторых, могу с уверенностью заявить, что в Министерстве труда и соцзащиты все вице-министры взаимозаменяемы. Да, Тамара Босымбековна в основном занималась вопросами бедности и соцвыплатами, но и другими вопросами прекрасно владеет, в том числе программу «Занятость–2020», которую мы обсуждали все вместе с самого начала, она знает хорошо. И что немаловажно: по образованию она финансист, всегда участвовала в составлении бюджета министерства, расчёте разных программ, в том числе программы занятости.
– Кстати, о цифрах. Сначала говорили о том, что, если срочно не повысить пенсионный возраст для женщин, то в бюджете появится дыра почти в 20 миллиардов долларов. Президент повышение пенсионного возраста отложил. Выходит, нет бешеного дефицита средств?
– Если вы слушали выступление главы государства, он указал, что основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий. Он объясняется очень просто: ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины. Действительно, есть расчёты, что без поэтапного повышения возраста женщин расходы бюджета на выплату пенсий на период 2014–2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.
Здесь хотелось бы напомнить, что вообще-то норма о постепенном выравнивании пенсионного возраста заложена в концепции пенсионной системы, принятой в 1997 году. Эта концепция действует до сих пор. Там написано, что полное выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин должно состояться к 2016 году.
В своё время эксперты Всемирного банка настаивали на том, что выравнивание необходимо произвести до конца ХХ века. Но тогда президентом страны была поставлена задача сначала решить проблемы бедности. Ведь тогда ниже черты бедности проживали около миллиона казахстанцев. Была введена адресная социальная помощь. Затем президентом была поставлена очередная задача по улучшению положения людей, в соответствии с которой была введена система социального страхования для инвалидов, семей, потерявших кормильца, и так далее. Третья задача, которую надо было решить, – это занятость населения. К её реализации мы приступили совсем недавно, пару лет назад.
– А сами вы как к повышению пенсионного возраста относитесь?
– Тут надо учитывать тот факт, что мне более чем кому-либо известны те аргументы, о которых говорил глава государства. Когда я работала министром труда и соцзащиты, вопрос повышения пенсионного возраста для женщин поднимался внутри, но на широкое обсуждение не выносился. Но ведь от того, что о ней не говорят, проблема не исчезает. Поэтому правительство со Всемирным банком развития работали по нескольким направлениям. В 2010–11 годах были подняты все расчёты, эксперты ВБР изучали историю наших социальных реформ за 15 лет, делали расчёты и прогнозы. И по итогам было вновь сделано заключение, что нам необходимо поднимать пенсионный возраст для женщин. Я, как специалист, важность этого шага понимала, как и то, что реформу делать необходимо как можно скорее. Но, как женщина, предлагала более мягкий вариант, чем озвученный в итоге.
На первоначальном этапе мы предлагали ввести повышение пенсионного возраста для женщин на добровольной основе. А потом уже, новому поколению, которое полностью участвует в накопительной пенсионной системе, это люди, рождённые в 1965 году и моложе, ввести обязательный возраст выхода на пенсию в 63 года. Как мы видим, это в принципе сейчас и происходит: постепенное повышение пенсионного возраста с 2018 года приведёт к тому, что в 63 года пойдут на пенсию именно люди, рождённые в конце 60-х.
ЗА ЧЕЙ СЧЁТ РОЖАТЬ БУДЕМ?
– Насколько я помню, именно при вас как министре труда и соцзащиты женщины стали получать хорошие декретные выплаты. Сейчас их размер для женщин, получающих большие зарплаты, уменьшили. Это значит, что ваша команда ошиблась в расчётах?
– Декретные, т.е. дородовые и послеродовые выплаты, женщины получали всегда. Просто раньше эти выплаты делал работодатель. Потом какая-то часть была переведена на соцстрахование. Налоги для работодателя при этом не увеличивались. В принципе надо было сразу сделать ограничение по соцстрахованию из расчёта зарплаты в 10 МЗП, но тогда решено было, что женщин, получающих заработную плату выше 10 МЗП, в Казахстане не очень много, поэтому можно сделать исключение в целях повышения рождаемости.
Но в любом обществе найдутся те, кто хотел бы, не вкладывая ничего, иметь выгоду для себя. У нас по этому поводу говорят «Бір қарын майды бір құмалақ шірітеді», что обозначает «Бочку мёда портит ложка дегтя». И в данном случае хорошее начинание испортила жадность человека к деньгам. Когда был сделан шаг навстречу женщинам, появились третьи лица, которые начали этим пользоваться. Поэтому и было принято решение ограничить декретные выплаты из фонда социального страхования заработной платой в 10 МЗП. Всё, что больше, пусть платит работодатель.
Единственное, что я хотела бы здесь сказать. При обсуждении законопроекта мы предложили сделать выплаты работодателя не добровольными, а обязательными. Но в итоговом варианте документа это предложение изложено в другой редакции, и получилось, что декретные работодатели будут платить по желанию. Думаю, в принятии такого решения постарались представители бизнеса.
– Уже есть случаи, когда работодатель в буквальном смысле шантажирует беременных женщин этими выплатами...
– Я не утверждаю, что по нашим детям дела обстоят лучше, просто от нас в принципе детей на усыновление идёт меньше, чем в России. Ну и, наверное, мы недостаточно информированы о жизни усыновлённых детей.
– Не зря в народе говорят, что на каждый яд есть противоядие. Когда только поступили первые сигналы по вопросам выплат, мы обратились в Министерство труда и социальной защиты населения с просьбой проработать вопрос выплаты женщинам разницы между фактическим доходом и социальной выплатой из ГФСС за счёт работодателя путём переговоров с республиканскими объединениями работодателей и предпринимателей, профсоюзными организациями и проанализировать итоги. Если работодатель не хочет платить разницу по пособиям добровольно, мы внесём в законодательство поправки, которые сделают участие работодателя в выплате пособий по беременности и родам обязательным.
– А не получится ли в итоге так, что женщин детородного возраста просто не будут брать на высокооплачиваемые должности?
– Это уже совсем другой вопрос! Для его решения необходимо искать другие рычаги. Может быть, нужно будет внести более жёсткие нормы в Трудовой кодекс по устранению нарушений касательно трудовых прав граждан.
КОЛЯСКА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОМЕХОЙ РАБОТЕ
– Совсем недавно завершилась вторая сессия парламента. Депутаты ушли на каникулы. Какие законопроекты, по вашему мнению, им необходимо рассмотреть сразу после возвращения в Астану?
– Я считаю, что надо обратить особое внимание на людей с ограниченными возможностями. Понятно, что пособия по инвалидности небольшие. Поэтому необходимо создавать социальные рабочие места для инвалидов, условия для работы людей с ограниченными возможностями. Соответствующая конвенция ООН ещё готовится к ратификации, но у нас есть план по вовлечению в социум людей с ограниченными возможностями до 2018 года. Надо уже приступать к практической реализации этого плана.
– Вы знаете многих работающих инвалидов? Что уж говорить о бизнесе, если даже в госорганах инвалидов по пальцам можно пересчитать?
– Я вижу определённые подвижки в этом вопросе. В стране есть очень много людей, передвигающихся в колясках, но по активности они нисколько не уступают другим. Есть деятельные люди, с которых берут пример не только у нас, но и за рубежом. Одной из них является член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Ляззат Молдабековна Калтаева. Она избрана президентом Центрально-Азиатского форума людей с инвалидностью. Али Аманбаев работает советником министра труда и одновременно возглавляет общество инвалидов Казахстана. Примеров таких достаточно много. Мне также известно, что есть предложения о привлечении лиц с ограниченными возможностями на государственную службу и в регионах.
Основной причиной изменения ситуации к лучшему в этом вопросе я считаю то, что люди с ограниченными возможностями сами стали более активными. Они стали выдвигать свои предложения, стали рассказывать о своих проблемах.
ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ
– Совсем недавно по новостным лентам прошла информация о том, что двое усыновленных детей из Казахстана попали на ранчо отказников в Америке. Сейчас в Казахстане рассматривается возможность запрета усыновления наших детей гражданами США. Как вы считаете, это правильно?
– Россия приостановила процесс усыновления и удочерения своих детей гражданами США, потому что было зафиксировано много случаев неподобающего обращения с усыновлёнными детьми в этой стране. Я не утверждаю, что по нашим детям дела обстоят лучше, просто от нас в принципе детей на усыновление идёт меньше, чем в России. Ну и, наверное, мы недостаточно информированы о жизни усыновлённых детей. Поэтому я считаю, что нужно тщательно изучить ситуацию, и, если факты плохого обращения с нашими детьми подтвердятся, стоит ограничить возможность для усыновления наших детей иностранцами.