Жертва не единственная. Что с дочерью Иеффая? По обету с Господом и за победу над аммонитянами он ее сжег.
Подразумевал ли Иеффай человеческую жертву, обещая принести во всесожжение того, кто первым выйдет из его дома?
Некоторые критики и ученые осуждают Иеффая за его обет. Они полагают, что он по обычаю других народов сжег свою дочь, принеся ее во всесожжение. Но это не так. Принесение человека в жертву было бы оскорблением для Иеговы, мерзостью в его глазах и нарушением его закона. Он дал Израилю строгий наказ: «Не учись делать мерзости, которые делают те народы. Никто у тебя не должен проводить своего сына или дочь через огонь... Ведь все, кто делает это, мерзки для Иеговы, и за эти мерзости твой Бог Иегова прогоняет их от тебя» (Вт 18:9—12). Иегова не стал бы благословлять такого человека — он бы его проклял. Человеческие жертвы — богу Молоху — приносили аммонитяне, с которыми Иеффай воевал. (Ср. 2Цр 17:17; 21:6; 23:10; Иер 7:31, 32; 19:5, 6.)
Когда Иеффай обещал: «Кто выйдет из дверей моего дома навстречу мне... будет принадлежать Иегове», он подразумевал не животное, а человека, поскольку животных, годных для жертвоприношения, израильтяне вряд ли держали в доме. К тому же принесение в жертву животного не говорило бы об особой преданности Богу. Иеффай знал, что ему навстречу вполне может выйти дочь. Также следует помнить, что в то время на Иеффае был дух Иеговы, и это удержало бы его от необдуманного обета. В каком же тогда смысле тот, кто выйдет Иеффаю навстречу, чтобы поздравить его с победой, «будет принадлежать Иегове» и будет принесен «во всесожжение»? (Сд 11:31).
Люди могли быть отданы, или посвящены, Иегове, чтобы совершать особое служение при священном шатре. У родителей было право отдавать на такое служение своих детей. Так было в случае с Самуилом. Его мать, Анна, дала обет, в согласии с которым должна была отдать своего сына на служение при шатре. Ее муж, Елкана, одобрил ее обет. Как только Самуил был отнят от груди, Анна привела его к шатру. Помимо этого она принесла в жертву животное (1См 1:11, 22—28; 2:11). Еще одним ребенком, посвященным на служение Богу — в качестве назорея,— был Самсон (Сд 13:2—5, 11—14; ср. Чс 30:3—5, 16, где говорится о власти отца над дочерью).
Когда Иеффай привел свою дочь в святилище, которое в то время находилось в Силоме, он, несомненно, также принес во всесожжение животное. По Закону, животное, приносимое во всесожжение, закалывали, с него снимали шкуру и его рассекали на части; его внутренности и голени мыли и тело, в том числе голову, сжигали на жертвеннике (Лв 1:3—9). То, что животное приносилось в жертву целиком, говорило о полной, безоговорочной, глубочайшей преданности Иегове. В каких-то случаях этим жертвоприношением сопровождалось принесение другой жертвы (например, когда в День искупления всесожжение следовало за принесением жертвы за грех) — тем самым выражалась обращенная к Иегове просьба принять эту жертву (Лв 16:3, 5, 6, 11, 15, 24).
Иеффай и его дочь проявили выдающуюся самоотверженность, ведь она была его единственным ребенком (Сд 11:34). Это означало, что Иеффай лишится потомка, который сохранил бы его имя и к которому перешло бы его наследственное владение в Израиле. Единственной надеждой на это была его дочь. Она плакала, но не из-за того, что умрет, а из-за того, что останется «девственницей», поскольку все в Израиле хотели иметь детей, которые сохраняли бы имя семьи и наследовали бы ее имущество (Сд 11:37, 38). Бесплодие воспринималось как несчастье. Однако дочь Иеффая «никогда не имела близости с мужчиной». Если бы эти слова относились только ко времени, предшествующему исполнению обета, они были бы излишними, ведь о дочери Иеффая однозначно сказано, что она была девственницей. Стоит также отметить, что это замечание следует за словами «он выполнил обет, который дал о ней», а значит оно связано с исполнением обета. В Библии ясно сказано, что дочь Иеффая оставалась девственницей и после того, как обет был исполнен (Сд 11:39; ср. СП, СоП, Тх, НМ).
Кроме того, к дочери Иеффая «из года в год» приходили подруги, чтобы «хвалить» ее (Сд 11:40). Хотя употребленное здесь еврейское слово тана́ в Синодальном переводе передано как «оплакивать», оно встречается также в Судей 5:11, где переводится как «рассказывать» (НМ), «повторять» (RS), «воспоют» (СП), «поют» (СРП). В одном труде оно определяется как «повторять; пересказывать» (A Hebrew and Chaldee Lexicon/Под ред. B. Davies. 1957. С. 693). Служа при святилище, как и все нефинеи («отданные» на служение при святилище), дочь Иеффая могла выполнять самую разную работу. Нефинеи собирали дрова, черпали воду, занимались ремонтом и выполняли многие другие задания, помогая священникам и левитам (ИсН 9:21, 23, 27; Езд 7:24; 8:20; Не 3:26).