Правильно ли направление пенсионных накоплений казахстанцев в банковский сектор?
ответил известный экономист Петр Своик
Категорически неправильно. В основу пенсионного накопительства положена эдакая государственная принудительная забота об обеспеченной старости своих граждан. У работающих, не спрашивая их согласия, ежемесячно, всю трудовую жизнь, забирают 10-процентный «закят» от зарплат, под обещание вернуть по выходу на пенсию все в целости и сохранности, да еще и приумноженным. Хотя эти живые деньги очень пригодились бы им как раз в молодости и в зрелости, а не в старости. Но уж коль скоро именно государство приняло решение облагать всех официально работающих такой данью, оно и обязано нести ответственность за сохранение и умножение пенсионных накоплений.
А частные НПФ или коммерческие банки – они всего лишь избираемые государством инструменты такого накопительства. От НПФ недавно отказались – в общем-то правильно, недаром пришлось списать 100 млрд тенге. Но кто сказал, что частные банки – эффективнее и надежнее, да еще в нынешний системный кризис? Наоборот, пенсионные деньги откровенно выделяются банкам для улучшения их положения, другими словами – они предназначены для затыкания банковских кризисных прорех.
Это – с точки зрения конечной государственной социальной и политической ответственности за пенсионные накопления.
А если взять чисто экономический аспект, то романтические времена «портфельного» накопительства, под которые, по рецептам Мирового банка, создавалась накопительная пенсионная система Казахстана, давно позади. И уж тем более не годится банковско-ростовщическая схема прокручивания пенсионных накоплений – не годится в принципе.
Единственный разумный и эффективный способ сохранить и приумножить пенсионные деньги – инвестировать их в ту производственную национальную инфраструктуру, которая находится под тарифным контролем государства. Это электроэнергетика, ЖКХ, трубопроводный и железнодорожный транспорт. Всем таким сферам сейчас остро необходимы длинные и дешевые вложения – а пенсионные накопления и являются таковыми. Другое дело, что это требует обеспечения отсутствующей ныне прозрачности тарифного и инвестиционного процессов.