Остров. Согласна, что воспринимать восточное кино гораздо труднее, чем западное. Различия в культуре, формах передачи эмоций и чувств создают определенный барьер, затрудняющий привычное восприятие, базирующееся на узнавании знакомых форм, символов и знаков. Но все же различия не столь инопланетны, чтобы полностью заблокировать шлюз восприятия. Пожалуй, они даже полезны, играя роль легкой встряски, обновляющей застоявшийся инертный аппарат декодирования знакомых форм и справедливо заставляющей усомниться в его безупречности. В качестве иллюстрации выбивания из привычного восприятия могу привести давнюю историю с сериалом "Рабыня Изаура", когда я была вынуждена признать большую условность "искусства" и приспособиться к ней с помощью мантры: "не верь глазам своим". Когда к серии пятой героиня достигла половозрелого возраста и удивительного сходства с человеческим воплощением гадкого утенка, я испытала немалый шок от несоответствия моего личного восприятия искреннему восторгу от ее красоты, который исходил из уст безупречных красавиц, таковыми по замыслу фильма не признаваемыми. Однако я быстро привыкла к этой условности. А серий через двадцать даже поверила в ее неземную красоту. Вот она сила искусства!
Поэтому я уже давно не поражаюсь тому, что те сцены, которые в жизни повергли бы меня в обморок, с экрана смотрятся почти спокойно. Просто когда на экране возникает кровавая сцена, с крючками, болью и криками, картинка проецируется в мозг не иначе, как с жирными титрами внизу: Внимание: Ким Ки Дук. Высокий рейтинг по шкале насилия и жестокости. Настоятельно рекомендуется поднять барьер психологической уязвимости. У человека замечательный механизм психологической защиты. И смех ? одна из ее форм. Именно поэтому фильм вызывал неоднократный смех в зале. Ну так мы устроены ? смеемся над несоответствиями, кажущимися или реальными, неважно. И когда бедолага с палкой во рту корчится на полу от адских мук, непосредственно перед этим пережив шок возвращения из-за черты, откуда редко возвращаются, и следом за этим подвергается сексуальному потреблению ? это смешно. Любовь по Ким Ки Дуку, смешивающая в один коктейль и боль и удовольствие? Сама идея не нова, но так абсурдно ее еще никто не показывал.
Не могу не поделиться тем впечатлением, которая произвела на меня героиня. Я пребывала под гипнозом ее красоты на протяжении всего фильма. Больше всего завораживали ее движения, походка, восточное изящество ее вытянутого тела. Контраст ее естественной природной красоты с нелепостью нарядов и комичностью неуклюжих походок на высоких каблуках девочек по вызову. Я уж не говорю о выгодности ее молчания на фоне глупого чирикания и мяукания? И при этом обжигающая боль и мрачная сила ее взгляда? Кто-то сравнил ее с рыбой, кто-то с русалкой?Хотя русалка и есть женщина-рыба. Но это совсем не наша сказочная русалка, склонная к светлому самопожертвованию в любви. Хотя параллель просматривается и в их молчании. И в трагическом слиянии любви и смерти. Здесь история про любовь-рабство, любовь-крючок. Сначала заглатывается любовь-приманка в виде жирного аппетитного червяка, сулящего утоление голода и получение удовольствия. А потом когда нестерпимый голод утолен и неважно по каким причинам хочется сменить притяжение на отталкивание, тело и душу начинает разрывать холодный металл проглоченного крючка? Впрочем, трактовать фильмы ? неблагодарное занятие. Поиск правильной трактовки обречен на провал по определению, потому что сам автор, похоже, не придерживается определенной трактовки своего творения. И желтый цвет домика на плоту, которому приписали смысл безумия, оказывается, в Корее является символом любви, как было написано в одной из рецензий. Кстати, что совсем не отрицает одно другого?