Ок, Антрополог, вы правы..
Предложив идею, что любовь мастера и Маргариты насквозь пропитана ложью, я приведу пару доказательств, которые в общем то на поверхности.
При этом, для начала обращаю внимание, что роман МиМ многофабульное произведение..то есть помимо основного сюжета, в нем «запечатаны» еще очень много фабул, и эти дополнительные сюжеты «вскрываются» с помощью ключей…
Первыми такими «навороченными» произведениями считаются Гамлет, Укрощение строптивой..
В России такую технику разработал А.С.Пушкин в Евгении Онегине.
Евгения онегина серьезно «вскрывал» Достоевский, Гоголь..
В общем то, в дореволюционной России, этот вопрос серьезно обсуждался и были публикации и всё такое прочее.. потом же благодаря совдепии, всё это забылось в угода колхозному стилю соцреализма…
Булгаков использовал данную технику в романе Белая Гвардия, затем в пьесе Театральный роман..
Но раз Вас интересует, почему нет любви между м ( слово мастер в романе пишется с маленькой буквы) и Маргаритой я щас продемонстрирую два ключа таких..
Вообще, МиМ – это шедевр запечатанного романа..
Так вот, все наверное, кто читал МиМ обратили внимание, сколько раз в романе используется слово «ЛУНА» и это не спроста.
Лунная тема - -просто идет лейтмотивом через весь роман.
И вот задается ключ:
«На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна,
и в лунном, всегда обманчивом, свете Ивану Николаевичу показалось, что тот
стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу.»
обратите внимание, лунный свет, Булгаков обозначает всегда обманчивым.
Потому что, Луна ассоциируется с нечистой силой…в полнолуния приходят вампиры и именно в лунном свете вампир Веренуха с помошницей воланда посетили кабинет Римского..
Читаем дальше, глава №13 (число 13 также ассоциируется с нечистой силой, и именно в 13 главе происходит «явление героя»):
«как вдруг решетка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем.»
В лунном свете, прячась, приходит мастер к Бездомному.
Но когда же он (мастер) уходит:
«Вот лето идет к нам, на балконе завьется плющ, как обещает Прасковья Федоровна. Ключи расширили мои возможности. По ночам будет луна. Ах, она ушла! Свежеет. Ночь валится за полночь. Мне пора.»
Он уходит вместе с лунной..( как веренуха ушел из кабинета Римского. Когда луна скрылась)
В следующий раз герой является Воланду:
«Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.»
Кот Бегемот просто не оставляет сомнений нам и ни с того, ни с сего выдает поразительную вещь:
«-- Будь милосерден, Азазелло, -- ответил ему кот, -- и не наводи моего
повелителя на эту мысль. Поверь мне, что всякую ночь я являлся бы тебе в
таком же лунном одеянии, как и бедный мастер, и кивал бы тебе, и манил бы
тебя за собою. Каково бы тебе было, о Азазелло?»
Поверь мне, что всякую ночь я являлся бы тебе в таком же лунном одеянии, как и бедный мастер, и кивал бы тебе, и манил бы тебя за собою. Каково бы тебе было – про кого идет речь?
Про мастера, который словно вампир являлся в лунном свете поэту Бездомному и это не догадка, эта констатация факта, которую подтвердил Кот Бегемот..
Кстати, обратите внимание, что в первый день, когда являлся мастер, поэт еще был Иваном, когда же мастер и его подруга прощались с поэтом, он уже был Иванушкой… что такое Иванушка, думаю, понятно..
Проще говоря, это дурак…
Кто же его одурачил?
И кто его «благословил» поцелуем?
Другой ключ:
«-- Я -- мастер, -- он сделался суров и вынул из кармана халата
совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М".»
геральдика - желтое на черном..
но что означает эта геральдика?
Читаем дальше:
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их
знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти
цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла
желтые цветы! Нехороший цвет.»
желтое на черном – это нехороший цвет…
любящая женщина шьет возлюбленному шапочку с нехорошей геральдикой…
а кто собственно Маргарита?
И на этот вопрос, есть ответ в романе..
В общем удачи!
ПС: еще один момент, когда умер Горький, в газете правда вышла статья «умер великий мастер соцреализма»..
И.Бунин писал о горьковских приближенных писаках « эти подмастерья Максима..они же подмаксимки у мастера»
Собственно ни для кого не секрет, кого именно в 30 – е годы называли МАСТЕРОМ