маленький офф топ:
в Иудеи никогда иудейский высший совет храма (синедрион) не осуждал евреев, с тем чтобы передать римским властям..
то есть, конструкция при которой Синедрион осуждал своего соплеменника (еврея) по статье, скажем, оскорбление римской власти (не признание власти кесаря) и потом передал бы приговор на утверждение римского императора - это нонсенс.
потому что Тора (еврейский закон) не содержит "статьи" оскорбление императора или призыв к "духовному" разрушению храма..
во всех своих провинциях, римская власть чинила провосудие без оглядки на тамошние порядки..
провосуюие по римски применялось по римскому же закону..
и плевать они хотели на синедрион и мнение Каифы и иже подобных.
и вообще, для древних иудеев, отдать своего соплеменника в лапы захватчикам - это жесть настоящая, просто нереально.
они сами могли бы в тихаря закидать камнями отступника..
и Риму до этого никакого дела, потому что Га -нацри не был римским гражданином....
но это офф топ..
что касаетя сабжа..
тут давеча уважаемый Антрополог спрашивал, откуда известно,что именно имел ввиду Булгаков по интересующему нас вопросу?
у меня встречный вопрос - а разве написав роман, автор не хотел донести до нас определенные идеи, которые завуалированы в его романе?
мы же не обсуждаем какие либо мысли автора и не домысливаем за него, мы обсуждаем конретно роман и можем узнать в каких условиях писалась книга, какие были предыдущие редакции, что пишет в мемуарах его третья жена, которая собственно и была переписчиком двух последних редакций кажется, или трех, не помню.