DSM-III-RДиагностические критерии для аутистического расстройства: (По меньшей мере восемь из следующих 16 пунктов должны иметь место, причем два подпункта пункта А, один — Б и один В). Отметьте: считается, что критерию отвечает только тот слу¬чай, когда поведение патологическое для уровня развития данного лица.
А. Количественные нарушения во взаимном общении, проявляющиеся в следующем: (примеры составлены так, что ранее упоминаются нарушения, более характерные для молодого возраста или для большей выраженности нарушений, а далее—для более старших и с меньшими нарушениями):
1) полное отсутствие осознания наличия и чувств у других лиц
(например, обращаются с человеком, как будто это часть мебели;
не замечают горя другого лица; отсутствует потребность в других
людях);
2) отсутствие или патологический поиск комфорта во время
тяжелых переживаний (например, отказ от комфорта даже во
время болезни, горя или усталости; поиск комфорта носит
стереотипный характер, например, в состоянии обиды
повторяет: «хорошо, хорошо, хорошо»);
3) отсутствует или нарушено подражание другим (например,
не машет рукой «До свидания», не подражает матери, когда она
работает по дому, механически подражает действиям других вне
контекста ситуации);
4) отсутствие или нарушение социальных игр (например, не
участвует активно в простых играх; предпочитает играть в одиночные
игры; вовлекает в игру других детей только как «механические средства»);
5) испытывает значительные трудности в том, чтобы найти
друга среди сверстников (например, не проявляет интереса к
такой дружбе; если есть интерес, не может достичь понимания, для
достижения такого понимания пытается читать телефонную книгу);
Б. Качественные нарушения в вербальной и невербальной коммуникации и в области воображения, проявляющиеся в следующем: (ранее упоминаются нарушения, более характерные для более молодого возраста или для большей выраженности нарушений, а далее—для более старших детей и лиц с меньшими нарушениями):
1) отсутствие способов общения (например, коммуникативного
лепета, выражения лица, жестов, мимики или разговорного
языка);
2) значительное нарушение невербальной коммуникации,
проявляющейся во взгляде в глаза, выражении лица, позе, жестах,
которые способствуют началу или изменению общения (например,
не хочет к родителям на руки, чувствует себя на руках стесненно,
не смотрит на собеседника или не улыбается, когда к нему
подходят, не приветствует родителей или гостей, в ситуации, когда надо
общаться, смотрит застывшим взглядом);
3) отсутствие воображения, например, во время разыгрывания
взрослых ролей, воображаемых персонажей или животных;
отсутствие интереса к рассказу, рассчитанному на воображение;
4) выраженные нарушения в произносимой речи — объеме,
высоте, ударении, скорости, ритме и интонации (например,
монотонный тон, вопросительная мелодия или высокие звуки);
5) выраженные нарушения в форме или содержании речи,
включая стереотипии и повторное использование слова (например,
непосредственные эхолалии или механическое повторение
телевизионной рекламы); применение «ты» вместо «я» (например,
«ты хочешь пить» вместо «я хочу пить»); идиосинкратическое
использование слов и фраз (например, «иди на зеленую дорожку,
где скачут лошадки» вместо «хочу на качели»); частые замечания
не к месту (например, начинает разговаривать о расписании
поездов во время беседы о спорте);
6) выраженные нарушения способности начать и поддержать
разговор с другими, несмотря на адекватную речь (например,
говорит монологом, несмотря на отсутствие интереса у других);
В. Выраженное снижение круга деятельности и интересов, проявляющееся в следующем:
1) стереотипные движения тела, например, стряхивающие или
трясущиеся движения руками, сучение, кивки головой или
комплексные движения всего тела;
2) постоянное внимание и занятость какими-то деталями или
предметами (например, нюханье пахучих предметов, постоянное
щупанье структуры ткани, кручение колес от игрушечных машин)
или пристрастие к необычным объектам (например, настаивает на
том, чтобы носить с собой куски веревки);
3) сильные переживания при каких-нибудь изменениях
обычного окружения (например, когда ваза сдвигается с обычного
места);
4) бессмысленное стремление следовать в деталях установленной
рутине, например, настаивает, чтобы всегда идти одним и тем
же путем в магазин;
5) значительно ограниченный круг интересов и занятость одним
вопросом, например, занят только выстраиванием всех
предметов в одну линию; повышенным интересом к фактам о
метеорологии или воображением себя как волшебного существа;