Оптоволокно как конкурентная возможность
"Нужно понимать, что технология ADSL2+, которую использует "Казахтелеком", имеет скоростные ограничения. Рано или поздно эта технология сдаст свои позиции более современным технологиям доступа", - признался в своем блоге бывший глава Казахтелекома, а ныне министр связи и информации Аскар Жумагалиев.
Другими словами, бренд Megaline не вечен, и уже с этого года в Алматы и Астане компания запустила новую услугу iD Net по технологии FTTH (оптоволокно с АТС до дома/квартиры).
Значительно более скоростные технологии оптико-волоконной "последней мили" основаны на применении тончайших стеклянных волокон, имеющих высокую пропускную способность в сравнении с обычной витой парой медного кабеля. FTTH (также FTTВ) позволяет предоставлять полный спектр услуг Triple Play, способствует организации инфраструктуры электронного правительства, образовательных, медицинских проектов.
Технология позволяет по одному широкополосному абонентскому доступу, помимо Интернета с высокоскоростным обменом трафика, осуществлять 2-3 и более подключений услуг интерактивного телевидения, вещающего в формате высокой четкости (HDTV), услуги телефонии (VoIP), видеоконференции, видеонаблюдения и прочее.
Основное преимущество FTTH – это потенциал дальнейшего роста скоростей. Сейчас это клиентские 100 Мбит/сек. При этом в ближайшие 2-3 года установлена новая планка - до 1 Гбит/сек каждому пользователю, дальше - больше. Гонка скоростей основывается на ожидании возникновения новых, более объемных, форматов мультимедиа - видео еще более высокого разрешения, 3D-телевидение, подметил А.Жумагалиев.
Самое интересное, что старт движению FTTH дал не "Казахтелеком", у которого солидные ресурсы, а частный мобильный оператор "КаР-Тел". Какие же должны были быть мотивы у этой компании для раскрутки новой для Казахстана технологии? Дело в том, что "КаР-Тел" претворяет планы по созданию телекоммуникационной компании с широким профилем. Это как раз то, о чем мы говорили выше: компания теперь может предоставлять абсолютно все телекоммуникационные услуги, включая мобильную связь, связь фиксированной телефонии, Интернет с разными методами доступа, спутниковую связь, а также сдавать в аренду свои каналы. На основе этих характеристик перед нами открывается новая компания, подобная "Казахтелекому", – универсальный оператор.
Однако отечественный Интернет рынок достаточно "молодой", и, соответственно, особенно подвержен различным трансформациям и метаморфозам. При этом мы намеренно пока не говорим о других серьезных участниках рынка в виду их пассивной видимой деятельности, что однако вовсе не говорит об отсутствии у них амбиций и перспективного плана действий.
Судя по всему, "КаР-Тел" планирует продажу Интернет услуг в трех направлениях. Мобильным пользователям Интернет будет предоставлена технология 3G, в которую компания планирует инвестировать в ближайший год с момента выдачи лицензии порядка $100 млн. Между тем, как сообщил заместитель гендиректора "КаР-Тела" по развитию фиксированного направления Кемельбек Ойшибаев, для бизнес-клиентов компания будет поставлять Интернет услуги через технологии оптико-волоконного кабеля и беспроводной сети Wi-Max. Акцент делается на малый и средний бизнес, а также по мере роста сети и на крупных корпоративных клиентов. "Сейчас потребности бизнес-клиентов "КаР-Тела" составляют около 30 террабайтов в месяц. При этом мы ставим перед собой задачи по наращиванию своего присутствия в бизнес-сегменте и планируем в этом году в два раза увеличить свои доходы в этом направлении", - сказал он в беседе с LS.
Наконец, "КаР-Тел" вошел в сегмент физических лиц, куда раньше, кроме "Казахтелекома", заходили лишь операторы кабельного телевидения, которые своим клиентам, помимо ТВ услуг, продавали также и Интернет. Но здесь "Казахтелеком" не ощущал сильной конкуренции, учитывая то, что операторы кабельного телевидения продавали Интернет, который оптом покупали у ведущего казахстанского оператора.
Но теперь, уверены в "КаР-Теле", ситуация изменилась, и "Казахтелеком" почувствовал настоящего конкурента и активизировал свои действия по продвижению услуги iD Net. Тем временем, по данным К. Ойшибаева, "КаР-Тел" ставит перед собой цель охватить в этом году оптикой Алматы, Астану и Караганду, что, по прогнозам, может составить порядка 25-30 тыс. новых абонентов.