Вот прочитала интересное интервью с форума atmaville известной художницы -вегетарианки:
1. МИР ДЛЯ ВСЕГО ЖИВОГОВИТА: Илона, твоё веганство и жёсткие принципы в отношении прав животных хорошо известны многим. Как ты к этому пришла?
Илона: Отец (от ред.: известный писатель-фантаст Север Гансовский*) очень любил животных, относился к ним с глубоким сочувствием. В нашем доме всегда присутствовала, в той или иной степени, тема вегетарианства. Тогда – в советские времена, жизнь была вообще другая, вегетарианцев вокруг не было никого, информации на эти темы – тоже никакой. Первая книжка по проблемам нравственности в широком смысле, которую дал мне прочесть отец - сочинение французского писателя Веркора «Люди или животные».
В произведениях отца часто возникали персонажи – НЕ ЛЮДИ… Змея, рыбы, птицы, доисторические существа. Ко всему живому, он относился в равной степени с уважением, внимательно и осторожно, чтобы не навредить. В деревенских записях-планах отца я как-то встретила фразу: «… понедельник: спасти калину на болоте».
ВИТА: Значит, направление задал отец…
Илона: Во время войны, на фронте под Ленинградом отец был серьёзно ранен и, молодым человеком, как инвалид войны, попал в Казахстан, работал на конном заводе. У него была там нежная дружба с конём... Позже появился рассказ «Двое» и киносценарий, где, кроме хроники того времени, описаны очень близкие, дружеские, партнерские отношения человека с лошадью.
Конечно же, отец открыл для меня взгляд на мир – как на прекрасный общий дом – дом для всего живого, а не только для человека.
ВИТА: Да, надо сказать, что такой подход пока редкость для родителей-традиционалистов.
Илона: Хочу сказать: по настоящему гуманное отношение к животным, и вообще ко всему сущему, надо прививать с детства. А получается так: ребенок играет в плюшевых лошадок, зайчиков, птичек, коровок, родители умиляются, сюсюкают… а за столом пихают ему на съедение растерзанных этих самых его друзей. Этот ребенок уже заведомо вырос двуличным приспособленцем – если НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ.
ВИТА: А в каком это году тебя окончательно осенило?
Илона: Как-то постепенно. В семье все-таки была некоторая конфронтация. Отец любил животных, мама не так. Ну, например, бабушка: «ай-ай-ай - ребёнку надо - мясо, творожок!», и в таком духе. А отец был против. А я в этом вопросе – между двух огней. И как только у меня забрезжило собственное сознание, я приняла сторону отца.
ВИТА: И сколько тебе тогда было?
Илона: Лет в восемь, перед школой я начала об этом вообще сама честно задумываться и делать свой выбор. А железно - осознанно, ну, наверное, года в 23 я перешла на вегетарианский образ жизни. Окончательное прозрение на меня снизошло в деревне в Калужской области. Рисовала корову Субботку, долго ходила за ней по полям, разговаривала, делала наброски… Она меня слушала; глаза умные, мама своих телят, отобранных у нее, шелковая, красивая… с тех пор я перестала есть мясо. Полный и бесповоротный отказ! «Любить животных», писать портреты животных, а в то же время их поедать – это, по меньшей мере, нелепо, совестно, стыдно. Раньше было популярно - «художник-анималист», а я сразу думаю: скорее всего, он их ест, своих любимых натурщиков. Или пишет кисточками из их шерсти - «колонка», «ушного волоса»…
ВИТА: А как ты отказалась от неэтичных кисточек?
Илона: Лет десять назад: смотрю на названия материала кисточек: «ушной волос», «колонок», «белка», «щетина». Страшно стало неприятно… Искусственные кисти ничуть не хуже! Когда сталкиваюсь с аргументами в пользу «натурального» - откомментировать можно только старинной русской поговоркой: плохому танцору… кисти мешают. Мне ненатуральные кисточки не помешали весь мир изъездить с моими выставками – Япония, Америка, Европа, быстрее перечислить, где не была. И слово-то какое неточное: не натуральные, правильно, а - КРОВАВЫЕ, УБИЙСТВЕННЫЕ.