Дабы загладить исходящий от себя оффтопик, возникший в полемике с Аттилой - еще несколько мыслей по поводу.
Ярчайшая и пронзительнейшая сцена в фильме между Сезаром и Софией - "в моем сне все было в точности так же - только в нем не было дождя".
Субъективное мое мнение - дождь есть та граница, которая разделяет героев. Можно сказать, визуальное воплощение непреодолимости барьера между двумя людьми (да, это опять всплывает извечная для этого топика тема о "невозможности любви и невозможности счастья - страшно даже вспомнить, сколько раз звучали здесь эти слова). Признаюсь, не могу вспомнить сейчас, что означает дождь на более-менее общепринятом киноязыке, но здесь он у меня ассоциируется именно с некиим расставанием, с утратой того, что никогда не могло и быть приобретено... с окончательной утратой надежд и крушением иллюзий, может быть даже... То есть, фильм еще в некотором плане и о том, что ни одной мечте не суждено воплотиться в жизнь. О тщетности всех тех иллюзорных замков, которые строит человек в мире своих грез и устремлений... о глобальной несправедливости бытия (если хотите), в котором нет места гармонии и счастью. О том, что надежда - глупое чувство, лишающее нас силы и последней почвы под ногами. Кажется, Асхат на обсуждении говорил о том, что фильм о той пропасти, куда могут завести нас мечты? (могу путать). Мысль невероятно сильная... но несмотря на все вышесказанное, человек никогда не перестанет мечтать и надеяться... заводя тем самым себя во все большую и большую невыносимость. Потому что разорванность и дисгармония между миром внутренним, миром мечты и фантазии, совершенным миром иллюзий и грубой брутальной внешней "реальностью" - неустранима и непреодолима. И человек навсегда вынужден страдать между тем и этим, потому что не может жить изолированно в своем внутреннем мире, а мир внешний попросту пугает его. В этом плане, кстати, была у меня опреденная схожесть ощущений с теми, что я получаю от "Реквиема по мечте" Аронофски... такая отчаянная щемящая безнадежность и беспросветность.
Ну а о безнадежной попытке прорваться к Другому я даже говорить не буду... я об этом уже тысячу раз говорил применительно к прежним фильмам.
Кстати, любопытно подмечена тенденция человека самому создавать вокруг себя ад (братья Вачовски уперли в Матрицу и эту идею тоже). В этом контексте фильм может быть рассмотрен в фрейдистком (вернее, скорее даже в юнгианском) ключе как фильм о конфликте между сознанием и бессознательным - такая идея о фильме не нова, к тому же совершенно не моя, так что развивать ее не буду.
Можно еще поразглядывать линию самоубийства. В какой-то степени фильм еще и о том, что можно назвать "метафизической невозможностью самоубийства" (пелевинский термин). Любое самоубийство оборачивается возвратом к тому, с чего все начиналось, к новому витку трагедии - в терминах буддизма, всякую карму нужно отстрадать, и избежать этого не удастся, как ни крути.
На мой призыв касательно масок пока никто не откликнулся, но я все-таки не оставляю надежды, что придет какой-нибудь умный дядя (или тетя) и все-все мне объяснит
Пока же попытаюсь что-то придумать сам (хотя, кажется, к маскам в фильме можно подходить тоже с различных совершенно позиций).
Маска в моем представлении есть аспект формы... аспект явления (сюда же можно отнести и актеров) - человек непрерывно находится в процессе игры, и грани между игрой и "реальностью" (формой и содержанием) подчастую стираются напрочь (да и есть ли они вообще?). Опять-таки в маске может быть отражен упомянутый уже мною конфликт внутреннего и внешнего. Маска носит еще и защитный характер - попытка не только скрыть от мира свою подлинную сущность, но и попытка защититься от вторжения брутального внешнего мира в область своего сокровенного, в область хрупких внутренних конструкций. Срывая маску, Сезар впускает мир в себя - и окружающий мир врывается в него и губит. По сути, отчаянное раскрытие маски можно также уподобить самоубийству.
Вопрос о масках, тем не менее, по-прежнему оставляю открытым - потому что свои измышления кажутся какими-то надуманными и вымученными. Я, вероятно, как всегда все усложняю, и более простой и адекватный смысл наверняка может лежать где-то на поверхности.
Прошу прощения за длинный пост...