Киноклуб Борецкого - второй сезонКаникулы до осени !!!
#761
Отправлено 07.03.2004, 13:05:19
Меня больше всего задела именно эта тема масок, актеров, ролей. Откровенно говоря, не знаю как к ней подступиться, все время торможу на полпути. Сильно пробрало, когда Сесар стал "двуликим"... У меня свои ассоциации с этим "маскарадом", может и не совсем в тему фильма, хотя... Человек, на мой взгляд, никогда с точностью не сможет сказать: "Вот я. Я именно такой". Он все время будет играть какие-то роли, приспосабливаясь к той или иной ситуации (это не про внешнюю, видимую многим жизнь, я о личной, внутренней). Мой друг, например, считает, что в нем 6 полноценных личностей, отличающихся определенной направленностью характера (сменяют друг друга в условиях определенной ситуации). Я всегда над этим смеялась, пока не столкнулась со своим внутренним конфликтом. Никак не могу выцепить из всех этих кривляний и игр перед самой собой (что страшней всего) себя "настоящую". Мысль конечно есть, что я и есть в этих ролях, масках. Но она меня не устраивает
Если связать это с фильмом, перенеся все эти рациональные размышления в его контекст, если представить, что все эти подводные течения вышли на поверхность, то становится действительно страшно, как внутренняя жизнь становится внешней...
#762
Отправлено 07.03.2004, 22:37:55
в театре маска исторически служила для того, чтобы разделить пространство действия и пространство тех, кто его созерцает, т.е. выполняла ту же функцию, что сцена, декорации и костюмы, только еще до того, как появилось пространство сцены. маска в обряде - это средство погружения в "другую" реальность, в реальность духов и божеств. исполняющий обряд, общающийся с духами не может одновременно находиться в "повседневной реальности", он должен быть от нее отделен.
актер тоже должен быть отделен от зрителя, потому что находится в "другой" реальности и служит своего рода ее проводником. мне кажется (это только мое предположение), что уличные мимы именно поэтому используют грим - им нужно отделить себя от окружающего мира, движения, людей, машин. они выстраивают "свою реальность" жеста и пластики, в которую может включиться прохожий (а может и не включиться).
т.е. для меня в этом фильме маска обостряет и подчеркивает (со)существование одновременно многих реальностей. она их разграничивает и одновременно соединяет. своего рода ключ или же, наоборот, демаркационная линия.
вот кстати о двуликости Сезара. для меня это тоже своего рода символ столкновения (практически катастрофического) внешнего и внутреннего, т.е. я тоже готова рассматривать это как вариацию на экзистенциальную тему. а если взять мифологический образ Януса, то можно вспомнить, что он был богом "входов и выходов" и его имя происходит от слова "двери" или "ворота", и двуликость его объясняется тем, что он знает (или соединяет) прошлое и будущее, т.е. опять же две разные (спорные, не поддающиеся определению, изменяющиеся в зависимости от точки созерцания, настроения, чего угодно) реальности. а Сезар, можно сказать, соединяет свое же прошлое и свое же будущее, не зная наверняка ничего ни о том, ни о другом. как это делает любой человек, если разобраться. и все опять возвращается на круги своя...
но это, по-моему, самый очевидный смысл маски в фильме (я имею в виду разграничение/соединение разных реальностей). тем не менее, он мне ближе всего. и мне как-то не хочется выстраивать надсмыслы, хотя в исполнении других я это только приветствую
Сообщение отредактировал tanka: 07.03.2004, 23:28:46
#763
Отправлено 08.03.2004, 00:42:49
А есть ли он вообще этот "настоящий" Я? Можно ли вычленить его, и как его определить? "Я наедине с собой" - не есть ли всего лишь очередная маска? Не состоит ли проблема в том, что никакого "я" нет вовсе?Никак не могу выцепить из всех этих кривляний и игр перед самой собой (что страшней всего) себя "настоящую". Мысль конечно есть, что я и есть в этих ролях, масках. Но она меня не устраивает
Вот я помню на прошлом обсуждении этого фильма было больше представителей философского факультета, и говорили они намного больше (и на мой взгляд, интереснее), чем в этот раз (я тогда нес точно такую же пургу насчет "субъективной реальности", так что мои выступления вообще не в счет ни там, ни там). Они, в частности, глубоко затрагивали пост-модернисткие тенденции фильма. Если мне память не изменяет, как раз были привязки к смерти субъекта и превращению его в структуру, в простую точку пересечения разнородных дискурсов и социальных ролей (кстати, "масок"). То есть, получается что "я" иллюзорно, мертво и никакого "я" нет вообще - и ответ на аттиловско-пелевинский вопрос "где Я в этом потоке?" ответ очень прост "Меня в этом потоке нет". (Классический буддизм в этом плане с пост-модерном, кстати, перекликается, приравнивая колесо сансары к тому же во общем-то миру разнородных структур, про которые сложно сказать нечто определенное, а дзен идет еще дальше, утверждая что и потока-то никакого нет ). Впрочем, я не чувствую себя хоть сколь-нибудь в пост-модернизме сильным, чтобы далее развивать эту концепцию... а, кстати, жаль, потому что было бы, наверное, интересно развить линию "маска-симулякр" и вообще поговорить о симулякрах в фильме побольше и попредметнее...
2 tanka: а меня вот как раз простая интерпретация масок чем-то неудовлетворяет... есть в ней какая-то дисгармония. Очень хочется искать (прямо зудит) какие-то дополнительные смыслы... Но мысли у вас интересные (как, впрочем, всегда) Будем думать...
Вот еще, кстати, один любопытный с моей точки зрения момент. И начался он с того, что мне пришло в голову, что в фильме было два самоубийства. А затем стало доходить, что "удвоение" реальности оказалось почти зеркальным - жизнь "виртуальная" почти точь-в-точь повторила жизнь "реальную" (условный термин). И здесь, и там - расцвет-крушение-гибель (суицид) - и выход в "никуда". Но как-то я пока не могу эту мысль никуда "привесить" , не знаю к чему ее привязать. К набившему оскомину "колесу сансары"? К идее бессознательного? Еще к чему-то? Да и стоит ли эта мысль вообще того, чтобы ее рассматривать?
#764
Отправлено 08.03.2004, 18:42:40
Да как сказать... Я ж не говорю, что можно бац! - и стать самим собой Я про другое - есть какая-то первооснова что ли личности, хочется хоть на мнгновение скинуть с себя мишуру. Это конечно для меня есть, я это как бы чувствую Знаю, что не очень-то убедительно - чувства тоже сомнительны, могут точно так же быть вызваны тем же бесконечныи самообманом Короче, аргументов никаких, кроме своих ощущений, привести не могу.А есть ли он вообще этот "настоящий" Я? Можно ли вычленить его, и как его определить? "Я наедине с собой" - не есть ли всего лишь очередная маска? Не состоит ли проблема в том, что никакого "я" нет вовсе?Никак не могу выцепить из всех этих кривляний и игр перед самой собой (что страшней всего) себя "настоящую". Мысль конечно есть, что я и есть в этих ролях, масках. Но она меня не устраивает
А разве любой процесс не протекает по этой схеме "расцвет-крушение-гибель"? Как никак это все еще человеческое сознание, есть какая-то запрограммированность, цикличность, не может же он все время в одной точке находиться... бред какой-то несу, но что-то в этом есть, может неправильно мысль выражаюВот еще, кстати, один любопытный с моей точки зрения момент. И начался он с того, что мне пришло в голову, что в фильме было два самоубийства. А затем стало доходить, что "удвоение" реальности оказалось почти зеркальным - жизнь "виртуальная" почти точь-в-точь повторила жизнь "реальную" (условный термин). И здесь, и там - расцвет-крушение-гибель (суицид) - и выход в "никуда". Но как-то я пока не могу эту мысль никуда "привесить" , не знаю к чему ее привязать. К набившему оскомину "колесу сансары"? К идее бессознательного? Еще к чему-то? Да и стоит ли эта мысль вообще того, чтобы ее рассматривать?
Интересная и спорная мысль - "выход в никуда". Мне вдруг подумалось: дай волю этому самому сознательно-бессознательно-незнаюкакому , так и конца не будет?.. Тут можно было бы еще привязать тогда, на мой взгляд, мысль о реинкорнации, но развивать что-то не хочется
Ладно, хватит фантазировать Действительно этот фильм можно интерпретировать бесконечно, вряд ли можно остановиться на чем-то определенном и логичном.
#765
Отправлено 08.03.2004, 20:34:42
Прошу прощения, не вполне удачно выразился. Не просто "расцвет-крушение-гибель" повторяется, а повторяется многое вплоть до мельчайших деталей - отношения с другом/отношения с девушкой/отношения с обществом/отношения с реальностью и со снами/самоубийство как финал. Есть что-то невероятно похожее в двух частях... не смогу может быть даже точно вербализовать, что именно.А разве любой процесс не протекает по этой схеме "расцвет-крушение-гибель"?
Кстати, всех девушек ветки поздравляю с наступившим праздником
#766
Отправлено 08.03.2004, 21:02:39
Ага, поняла. Только ничего не скажу по этому поводу, словей не хватаетПрошу прощения, не вполне удачно выразился. Не просто "расцвет-крушение-гибель" повторяется, а повторяется многое вплоть до мельчайших деталей - отношения с другом/отношения с девушкой/отношения с обществом/отношения с реальностью и со снами/самоубийство как финал. Есть что-то невероятно похожее в двух частях... не смогу может быть даже точно вербализовать, что именно.
Мне кажется, достаточно логичная версия связана с тайнами бессознательного... Почему-то человека клинит на каких-то основных моментах в жизни, они кажутся незначительными для сознания, но важными для бессознательного (в психологии не сильна...). Ну и вот во всех снах-реальностях события вобщем-то повторяются, т.к. правит вроде как бессознательное. Хотя меня все эти трактовки - сознательное и бессознательное в данном фильме не устраивают, слишком уж обобщенно и неизвестно о чем.
Честно говоря, сложно толкать какую-то мысль, она за собой еще ворох других цепляет, начинаешь каждую обдумывать, цепляются еще... Пробуешь в кучу собрать, так все расыпается на глазах, кажется пустым Эх, хорошее кино!
#767
Отправлено 08.03.2004, 22:37:43
#768
Отправлено 08.03.2004, 22:44:29
Полностью согласна На меня фильм оказал достаточно странное воздействие: разрушил весь мой карточный домик очередного жизненного смысла и одновременно вернул мне способность просто смотреть на вещи С одной стороны хорошо, с другой скучно Хотя конечно чем интересней, тем опасней... (или наоборот ).2grave. мне почему хочется придерживаться простых решений, потому что сам фильм настолько сложен, что интерпретаций получается море, и любая его (фильма) составляющая может быть развернута как угодно и во что угодно. что интересно, но опасно (я уже об этом говорила) , потому как крышу сносит. я вот ваш пост раз несколько перечитала, все понимаю, но крышу сносит если примерить все на себя, а по-другому нельзя. в общем, умный идет от простого к сложному, а мудрый - от сложного к простому. это я не про себя , так, в идеале
Сообщение отредактировал Katty: 08.03.2004, 22:50:35
#769
Отправлено 08.03.2004, 23:12:10
молчу и выступаю сторонним наблюдателем и на этот раз. фильм сильнейший и многогранный, поэтому и рождает такое множество интерпретаций.
правда вот я восприняла фильм несколько иначе, но ?озвучивать? свои мысли не хочу, слишком сильные эмоции пережила при просмотре, да и настроение ?соответствующие? сохранялось еще несколько дней?
#770
Отправлено 08.03.2004, 23:45:39
Saha, полностью разделяю твою позицию. Я просто не выдержала молчать по поводу фильма, потому что надо было как-то сгладить сильное впечатление, растворив его в словах...вообще, когда фильм производит на меня сильное впечатление и затрагивает то, что меня волнует, но что я не привыкла публично обсуждать, я, как правило, молчу.
молчу и выступаю сторонним наблюдателем и на этот раз. фильм сильнейший и многогранный, поэтому и рождает такое множество интерпретаций.
правда вот я восприняла фильм несколько иначе, но ?озвучивать? свои мысли не хочу, слишком сильные эмоции пережила при просмотре, да и настроение ?соответствующие? сохранялось еще несколько дней?
#771
Отправлено 09.03.2004, 12:43:38
#772
Отправлено 09.03.2004, 13:26:19
Уважаемый, не усложняйте - Вы уже в этот клуб попали, с чем я Вас и поздравляю А смысл попадания не сильно отличается от смысла клуба, который Вам и так понятен Так что расслабтесь и чувствуйте себя как ...в клубеУважаемые.....может конечно не в эту тему, но поясните несведущему - в чем смысл клуба я понял....а принцип попадания в этот клуб, смысл попадания? Чем "клубисты" отличаются от сторонних посетителей (я так понял они бывают)? и как вообще попадают в клуб-условия, правила и т.д?
#775
Отправлено 10.03.2004, 11:34:11
?Такого фильма я, действительно, никогда не видела. Меня пугали, что это будет нечто, и поэтому я заранее мужественно готовилась ? обещала себе, что я высижу до конца. Я сделала это?
В общем, конечно, ужас. Для меня этот фильм однозначно о грехе и пороке, о смертельной одержимости сексом. Наверняка сказывается разница в культуре ? в Японии удивительным образом растят людей, которым, похоже, все равно как они выглядят во время еды, во время секса? Или же это просто разное восприятие естественности. Возможно, то, что я вижу нелепым, смешным, неловким, для японца - грациозно, женственно и красиво ? В общем, одно утешает ? хорошо, что тела были показаны красивые, а то смотреть было бы совершенно невыносимо?
Фильм произвел на меня шоковый эффект и неожиданно очищающий. Если еще вчера я тосковала по страсти ? на меньшее я не согласна, то после увиденного мне захотелось стать ангелом, настолько безобразной мне показалась страсть?Она испепеляет душу, она уничтожает весь мир вокруг, она выпивает жизнь до последней капли?
Эх, не ожидала я такого воздействия с такими сомнительными выводами - я счастлива, что я не японка, я счастлива, что я родилась в стране, где ?секса нет?, я счастлива оттого, что я не раба страсти?
#778
Отправлено 10.03.2004, 17:09:19
я тоже мужественно готовилась и ожидала нечто
в результате оказалось, что, видимо, готовилась я слишком усердно, потому что мне было скучно, я даже периодически поглядывала на часы. и ни один эпизод не оказался непредвиденным или ужасным или слишком волнующим. рядом со мной была девочка, которая так переволновалась, что даже давала мне пощупать свой пульс. а впереди два молодых человека так отчаянно комментировали происходящее, что в конце концов меня рассмешили (к чему я вообще-то не склонна), хотя сначала это ужасно раздражало.
да, возможно, нам повезло, что мы не можем понять природы такой страсти. мой друг сказал мне накануне показа, что "это фильм, снятый японцем, о японцах и понятный только японцам". он, конечно, преувеличил, но не сильно.
удивительно вот что. из зала я вышла с чувством обманутых ожиданий (и плохих, и хороших) и в общем-то довольно раздраженная, сделав вывод, что фильм мне не понравился категорически. а утром поняла, что несколько изменила свое мнение. особенно зацепила тема выхода в небытие, где между сексуальным наслаждением и моментом смерти ставится знак равенства. не ново, но очень тонко и очень мощно. но это, пожалуй, и все. все остальное в этой "корриде любви" по нарастающей" скорее утомляло.
и, конечно, 1976-й год. для своего времени (и нашего перестроечного) это, видимо, действительно был шедевр, в том числе и в силу своей откровенности (нет, не скатывается в порно, слишком высокохудожественно). но с "Войной и миром" и "Джокондой" г-н Разлогов, конечно, погорячился
Сообщение отредактировал tanka: 10.03.2004, 17:11:34
#779
Отправлено 10.03.2004, 20:52:12
Ой... только не ругайтесь... Но фильм - НИКАКОЙ для размышленизмов Когда ОБ давал повод для развития тематики (маски, Ж и Ж, М и Ж и пр.) - по началу воодушевилась. Но видимо воодушевление было достаточно вялым, потому что говорить об этом можно и в обычной беседе, а не в контексте фильма. Не тронуло ничего.
Да, красивый, яркий. Все.
Видела ранее "Ванильное небо". Не могу определить - какой фильм понравился больше, а какой меньше. "Открой глаза" - более теплый для осязания (образное выражение), с более живыми актерами, с более натуральными крассками. "Ванильное небо" - масштабнее и детальнее.
Но все же "не цепляет".
"Империя чувств" - (улыбаюсь и качаю головой). Тот фильм, который я считаю стОящим.
Вопрос - где заканчивается эротика и начинается порно ? Каковы критерии ?
Фильм (мое мнение) был все же не порно.
- безусловно, физическое возбуждение во время просмотра.
- безапелляционная честность, открытость и откровенность
- искренность и естественность
- просто красиво
В "перерывах" любовалась японией, точнее маленькими уголками традиций, обрядов, костюмов и людей.
Сообщение отредактировал Styu: 10.03.2004, 20:55:38
#780
Отправлено 10.03.2004, 21:44:53
Японская эротика с огромными претензиями.
Куча собранных в одном месте девиаций. Профессиональный взгляд орал,
кричал и возмущался: да как можно! И садизм, и махозизм, и педо и геронтофилия, и вуйаеризм, и экзгибиционизм, и вообще. Да здравствует ханжество!
А потом здравый смысл вскочил и возразил профессиональному взгляду.
- Ты че эта? - говорит. - Решил, что если два человека занимаются не тем, чем предопределило большинство, то значит, что у них с психикой проблемы имеются?...Давай-ка позовем к нам Нестандартный анализ и спросим его точку зрения. Запихивать всех в рамки жесткие - это круто, но как-то однобоко.
Пришел Нестандартный анализ, сел и призадумался. Сложно ему было найти тонкую философскую линию любви и ненависти в хаотической кучке, состоящей из грязных непонятностей. Сложно было объяснить стремления человевеческие, не упрекая их в приземленности. Сложно было определить плоскость схождения в одно эроса и тонатоса, ибо термины подобные были малознакомы ему.
Верно, только Общественное мнение способно разрешить спор.
Сообщение отредактировал Bent: 10.03.2004, 21:47:29
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0