Не жалеть и не сюсюкатьСамое важное и трудное в моей работе – установить контакт с ребенком. Если будет взаимопонимание, если ребенок будет тебе доверять, то и с учебой у него все будет в порядке. Особенно сложно подружиться с подростками. С ними я обычно пытаюсь быть на равных, и даже, что немыслимо для обычной школы, разрешаю называть себя Марина, без всякого отчества и официоза.
Наши дети особенные, потому им выпало тяжелейшее из всех испытаний. Они очень проницательные и всегда чувствуют твое настроение. И еще они не терпят, когда их жалеют. Поэтому и нам при общении с ними всегда нужно держать себя в руках – нельзя лить слезы и нельзя сюсюкать. Каждый раз, перед тем, как зайти на работу, я оставляю за порогом все свои переживания и проблемы. На работе я должна быть позитивной, уверенной в хорошем исходе, нести только положительные эмоции своим ученикам. Даже если ты очень торопишься, всегда должна выслушать ребенка. Нужно обязательно исполнять свои обещания и никогда не обманывать.
Когда я только пришла работать в детское отделение онкологии, то поначалу не могла себя заставить просто зайти в игровую комнату. Мне было так жалко всех этих малышей – кто-то без глаза, кто-то с перемотанной головой, лысые, бледные, со взрослым и тяжелым взглядом людей, переживших многое. Но потом я научилась видеть другое – несмотря ни на что они просто дети, также смеются, играют, хулиганят… Им просто очень нужна поддержка и уверенность взрослых в том, что если очень захотеть, то болезнь можно победить. Иногда родители детей не могут дать им эту веру, что совсем не удивительно. Нередко самим мамам и папам требуется помощь психолога, чтобы не сойти с ума, узнав о страшном диагнозе, не впасть в депрессию, не опустить руки и бороться до самого конца. И в таких случаях врачи и педагоги становятся для ребенка источником жизненной силы и надежды. Настрой на выздоровление и позитивные эмоции очень важны для благоприятного исхода лечения. Возможно, кто-то скажет, что это неправильно – давать надежду, дескать вселяли надежду, а вот ничего не помогло, ребенка не стало. Исходя из своего опыта работы, я могу сказать, что надеяться и бороться нужно всегда, до конца, до победного конца.
Второй вопрос, который часто задают мне знакомые: «Как ты справляешься с эмоциональным напряжением?». Я отвечаю: «Тяжело, но справляюсь». Были и похороны, после которых я пластом лежала несколько дней. Были и последние проводы, когда ребенок говорил: «Ждите, я вернусь через три недели», а мы знали, что его выписывают домой умирать, врачи оказались бессильны. Но я беру себя в руки и знаю, ради чего я работаю. Ради того, что ребенок звонит мне из дома и говорит, что все хорошо, он снова ходит в школу и контрольные проверки показали, что метастаз нет.
Помощь очень нужнаВ нашем отделении обычно лежат около 60 детей. В основном это дети, которые приехали из разных уголков Казахстана, часто из маленьких поселков и аулов. Алматинцы, как правило, не лежат в стационаре – они приходят только на процедуры и уезжают домой. А приезжие оказываются одни в чужом городе, наедине со своими проблемами. Для таких детей и их родителей финансовый вопрос всегда стоит очень остро. Несмотря на то, что все лечение бесплатно, денег этим семьям не хватает катастрофически. Мамы не работают, так как должны подолгу лежать с детьми в больнице. Отцов зачастую совсем нет, либо они не могут помогать материально – пьют, или ушли из семьи, не выдержав эмоционального напряжения. Очень тяжело смотреть в глаза своему ребенку и понимать, что он угасает. А мамам хочется порадовать своих детей приятными мелочами – купить красивую одежду, интересные игрушки или модную технику, сходить с ними в парк. На все это нужны деньги, которых у них, приезжающих из глубинки на плацкарте, попросту нет. У некоторых родителей нет средств даже на обратный билет до дома. Не говоря уже о дорогостоящем лечении в России или в Израиле, где есть онкологические центры с самой современной аппаратурой. Конечно, мы как можем, стараемся помогать и дарить радость нашим маленьким пациентам: организовываем праздники, вручаем подарки. Нам очень помогают такие творческие коллективы Алматы, как цирк, кукольный театр, которые бесплатно приходят к нам с представлениями.
Помимо этого, я постоянно ищу людей и организации, которые готовы оказать поддержку и помощь деткам. Мы активно сотрудничаем с фондом «Дом» и отправляли через них несколько детей лечиться за границу. Для того чтобы у ребенка был шанс пройти лечение за рубежом, его родители должны день и ночь искать спонсоров в социальных сетях, на форумах, обращаться в СМИ, писать письма в иностранные клиники. Я всегда стараюсь подсказать родственникам, что нужно сделать для поиска финансовых средств, рассказываю, как поступали другие семьи в аналогичной ситуации.
Очень приятно, что у нас в городе есть неравнодушные люди, поддерживающие наших деток. Многие помогают через форум «Все вместе». На этом сайте я курирую тему «Помощь детскому отделению онкологии», где размещаю историю ребенка и нужные ему вещи, о чем он мечтает. Это может быть одежда, игрушки, коляска, книги, техника. Например, часто старшие дети мечтают о портативных DVD-плеерах, на которых можно смотреть кино во время многочасовой химиотерапии.
У нас в отделении есть специальная копилочка, в которой собираются средства благотворителей. На эти деньги я покупаю самое необходимое, а отчет размещаю в Интернете. Я всегда стараюсь, чтобы помощь была адресной, и человек лично передавал ребенку свои подарки. Благодаря этому люди могут быть уверены, что их помощь пришла точно в руки тому, кто в ней нуждается.
Я надеюсь, что людей, которые хотят и могут помочь нашим детям будет больше, ведь позитивные эмоции значительно повышают шансы на выздоровление. Любая приятная мелочь, помогает детям, больным раком, забыть о страшном диагнозе и почувствовать себя просто обычными детьми, а не онкологическими пациентами.