Вот статейка из Колёс
Разрешена или нет эксплуатация праворульных автомобилей?
версия для печати
Если отвлечься от эмоциональной стороны вопроса и попытаться рассмотреть эту проблему с правовой точки зрения, то можно констатировать следующее.
В Правилах дорожного движения нет прямых запретов или прямого разрешения эксплуатировать автомобили с правым расположением руля.
Правила дорожного движения устанавливают, что на территории Республики Казахстан установлено правостороннее движение транспортных средств.
Вместе с тем в конце прошлого года на заседании Совета Безопасности был озвучен вопрос о запрете ввоза и эксплуатации автомобилей с правым рулем.
Совет Безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализаций Главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.
Решения, принятые Советом Безопасности, являются обязательными к исполнению государственными органами Республики Казахстан. В случае необходимости решения Совета Безопасности могут реализовываться актами Президента или Правительства Республики Казахстан.
На основании решения Совета Безопасности Министерство внутренних дел добилось запрета на ввоз автомобилей с правым расположением руля.
Дальнейшие действия Министерства внутренних дел по введению запрета на эксплуатацию праворульных автомобилей привели к активному противодействию со стороны владельцев праворульных автомобилей.
Противники такого запрета обоснованно приводят следующие аргументы. С момента ввоза автомобилей с правым рулем государство в лице таможенных органов разрешило ввезти такие автомобили, установив на них ввозные пошлины, а в лице органов дорожной полиции разрешило эксплуатировать их, выдав свидетельства о регистрации транспортных средств на автомобили с правым рулем.
Это означает, что государство признало за владельцами право собственности на эти автомобили. Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
В настоящее время царит эйфория в связи с информацией о возможности эксплуатации ввезенных автомобилей с правым рулем до полного износа.
Однако я, как юрист считаю, что отзыв из Правительства законопроекта о введении запрета на эксплуатацию праворульных машин является только полумерой.
Возможность эксплуатации праворульных автомобилей ввезенных и зарегистрированных до 29 января 2007 года зависает в воздухе. Принцип "разрешено, что не запрещено" может быть палкой о двух концах.
Автомобильный парк в Казахстане почти полностью составляют подержанные автомобили. Однако в развитых странах прослеживается тенденция к запрету эксплуатации старых автомобилей. Такая же тенденция существует в Казахстане. Государство стимулирует ввоз новых и свежих автомобилей, например, установив проведение техосмотра новых машин раз в три года. Возможно, будут применяться какие-то налоговые послабления и льготы.
Это означает, что не существует никаких правовых препятствий для инициирования в будущем еще раз вопроса о запрете эксплуатации праворульных автомобилей.
Считаю, что вопрос с дальнейшей эксплуатацией праворульных автомобилей должен решаться в законодательном русле. Необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство, которые легализуют праворульные автомобили, ввезенные и зарегистрированные до 29 января 2007 года.
В противном случае вопрос с эксплуатацией праворульных машин или их запретом будет являться очень серьезным дестабилизирующим фактором, учитывая количество владельцев таких автомобилей и предметом политических спекуляций.
Бахыт КАСЫМБЕКОВ, юрист
--------------------------------------------------------------------------------