Этот пассаж, может быть, и прошел бы, если бы все казахстанцы сидели дома и верили главе дорожной полиции на слово. Но вот какое сообщение я увидел на одном из автомобильных сайтов Казнета:
16:27:46 - 19.10.2005. Пишет Лидия из Kaраганды.
"Я жила в Англии на протяжении шести лет, из которых четыре года водила леворульную машину. Никаких ограничений в Великобритании на леворульные машины нет и не было!
Стыдно должно быть приводить ложную информацию, ссылаясь на "исследования зарубежного рынка"!"
Тут уж, как говорится, без комментариев. Добавлю только, что полный запрет на праворульные машины из всех стран СНГ введен только в Туркмении. Благодаря бесконечной мудрости Великого Сердара в солнечном Туркменистане еще долго не будет автомобильных пробок.
Дважды два?
И вот, наконец, в бой за левое дело вступает тяжелая артиллерия - статистика. По словам Омурзака Тусумова, на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий, совершенных "праворульками", приходится 52 человека погибших, в то время как на те же 100 ДТП с участием автомобилей с левым рулем - 23.
Тут уж совсем не знаешь, чему больше верить: то ли авторитету гражданина начальника, то ли собственным глазам. Помилуйте! Я каждый день за рулем и мотаюсь по городу из конца в конец. Ежедневно я вижу хотя бы три-четыре аварии. Где трупы?
А почему статистика казахстанской дорожной полиции совершенно "не бьет" с данными российского ГИБДД? Что у нас разное - машины? Водители? Дороги?
Почему во Владивостоке, где праворульных машин 95% и все они ездят по идеологически враждебной им стороне, НЕТ никакого аномального всплеска дорожного травматизма? А ведь там даже у начальника ГАИ города машина с правым рулем! И все машины инспекторов дорожного движения - тоже!
В принципе, можно догадаться, где наша дорожная полиция передернет карты. Они будут ставить в вину "праворулькам" все ДТП, где хоть одна из них принимала участие. А между тем это нечестно: должно быть чисто "левое" ДТП и чисто "правое", когда столкнулись две машины с правым расположением руля. Вот на этом материале и надо делать статистику. А все "смешанные" столкновения льют воду на мельницу "левых" и "правых" в равной степени!
Зачем это вообще надо?
Когда российские власти с упорством, простите, пьяного дятла вновь и вновь возвращаются к теме праворульных машин, то это можно понять. Они защищают дребезжащие "тазы" (от "Тольяттинский автомобильный завод"). Тысячи работяг эти "тазы" клепают, десятки тысяч бандюг крутятся поблизости, сотни тысяч перегонщиков их перепродают, миллионы эстеошников чинят или, вернее сказать, доделывают. Навезут "японок", которых особо доделывать не надо, - что тогда? Кризис и безработица!
Праворуких на Дальнем Востоке уже 90 процентов, за Уралом - 50 процентов. Отступать дальше некуда, как в 42-м году: "за Волгой для нас земли нет". Только теперь уже с другой стороны.
Глядя на Россию, первые шаги нашего отечественного автомобилестроения что-то не радуют. Нет, я понимаю: иметь собственный автопром почетно для всякой державы. Но вы все же прикиньте: будут ли казахстанские машины дешевыми? Навряд ли: у нас ведь нет, как в Китае, дармовой рабочей силы. Будут ли они хорошими? Тем более нет: у нас ведь нет таких грамотных кадров, как, скажем, в Германии. Будут ли они современными? Сомнительно: скорее ведущие автомобилестроители спихнут нам морально устаревающие модели вроде "Нивы". И кому они тогда будут нужны? И зачем? Чтобы потом яростно защищать казахстанского потребителя от отличных импортных машин драконовскими таможенными пошлинами?
Я слышал разные версии возникновения административного зуда по запрету "японок". Например: если кто-то купил европейскую машину за 28 тысяч долларов, то ему чисто по-человечески обидно, что другой имеет примерно тот же уровень комфорта и надежности за 8 тысяч. Рассказывали про известных государственных мужей, кои вложили деньги в предприятия по переделке руля справа налево, и теперь кровь из носу должны "оправдать свои бабки". Или такой вариант: на дорогах стало слишком тесно. Для того чтобы крутые "мерсы" и "бумеры" не толкались в пробках, а носились по улицам во всю мощь своих л.с., необходимо искусственно понизить уровень жизни населения, превратив машину из средства передвижения в предмет роскоши.
Заметьте, что никому из респондентов не пришло в голову объяснить гонения на "правых" заботой дорожной полиции о безопасности граждан. Этот вариант даже и не рассматривался.
Чем это пахнет?
Последствия зажима правого руля легко отследить на примере той же России. В январе 1993 года известный своей глубокой государственной мудростью Виктор Черномырдин подписал постановление, запрещающее эксплуатацию таких машин с 2001 года, но оно недолго протянуло, уже в апреле Ельцин его отменил. Вновь к этой бессмертной идее вернулись в 2002-м - речь шла о запрете ввоза праворульных с 2003 года. Но забурлил Дальний Восток, по всей России прошли акции протеста - и власти струсили. Одно время пытались поднять на "японки" пошлины, но Владивостокская таможня моментально оказалась в осаде, по городу жгли российские машины, водители ездили с включенными фарами, оранжевыми лентами, помещали под стекло карикатуры на президента Путина, плакаты "Не мешайте лучше жить", "Лучше бы подумали о дешевом бензине". Пришлось срочно найти "стрелочника", который якобы "неправильно" информировал народ, и все пошло по-старому.
Русского мужика понять можно - он не слишком политизирован, но вполне автомобилизирован. Ему в общем-то плевать, кто там сидит на троне, но вовсе не все равно, что стоит в гараже. А протестуют зажиточные мужички совсем не так, как пенсионеры.
Афористично на этот счет высказался депутат Госдумы Виктор Похмелкин - запретить правый руль можно, но ценой отделения от России Дальнего Востока.