помощь по дому: как делегировать, сохраняя отношения?
жизнь
А вот с уборкой ситуация бывает всякая.
Последнее событие - это моё недельное мытьё посуды за детьми и размышления, как получать помощь, прилагая минимум контроля?..
Последней каплей стала "поездка на работу" - когда в ответ на просьбу убрать игрушки дети начали кататься на толокарах по двору.
- Что вы делаете?! - возмущению моему нет предела
- Мы едем на работу! - весело и радостно носятся туда-сюда
- Сколько можно на неё ехать?! Убирайте игрушки!
И тут я поняла, что устала бороться с ветряными мельницами и нужно в очередной раз обсуждать проблему.
Разговор был долгим и утомительным.
Озвучиваю проблему и варианты:
- делать всё за них, быть на взводе, зашиваться и орать от перегрузки
- напоминать, как радио, что нужно сделать и орать от перегрузки.
Обсуждение:
Во-первых, нужно было выслушать все претензии.
Во-вторых, отразить эмоции детские и свои
В-третьих, отправить выражать гнев в другое место, где зрителей нет (отсутствие зрителей = снижение накала)
В-четвертых, применить юмор.
И вот, наконец, когда все расслабились, переходим к сбору предложений
- кто что делает? когда?
- какие у взрослых ожидания? какие ожидания детей?
- штраф за невыполнение?
- поощрение?
Вначале Милана отказалась выдвигать идеи Но в этом случае придётся подчиняться тем, что вносим мы Это понравилось еще меньше и, когда сопротивление спало, пошли предложения
Решение:
- каждый ребенок сам составляет список домашних дел
- родители вечером в 8 вечера проверяют по списку выполнение
- напоминания звучат 2 раза, подразумевая выполнение, на третий - штраф
- кто не выполнил, тот
а) идет спать на час раньше
б) играет на 5 и более минут меньше (это к Русу, у Миланы времени на гаджеты нет)
в) если оставил после себя мусор на столе (дикие объедки) - вытирает стол вне очереди
г) оставил после себя посуду на столе- мытьё посуды вне очереди.
- есть обязанности, которые нужно выполнить в течение часа (отправить морскую свинку на выпас, накормить ее или вымыть посуду в свою очередь)
- сделать большую уборку (дети убирают 2 и 3 этаж сами) - в течение дня
- мелкие обязанности выполняются по ходу дела (присмотреть за маленьким, поменять ему штанишки, если мама занята, донести свою тарелку до раковины - это само собой, и тп)
- за особо посильную помощь штрафы отменяются
- штраф можно заменить на другой, по согласованию.
***Один из способов распределять обязанности - это
1. все обязанности напечатать или написать большим шрифтом,
2. порезать на бумажки, чтобы на одной бумажке 1 дело.
***Свои, родительские, пометить, например, дети у меня не смогут обед готовить полноценный, но могут готовить завтрак по выходным.
3. И остальное, непомеченное, пусть вытаскивают из шляпы или из коробки и
4. обсуждают, что кто будет делать (с возраста от 5 лет).
5. Далее список пишут сами, а взрослые могут напоминать и проверять выполнение
чем хорош этот способ?
1. дети видят, сколько в доме вообще обязанностей, и что не только они "пашут, как рабы"
2. этот способ позволяет тренировать обсуждения - ведь в процессе можно договариваться, кто что делает, используя "высшие" стратегии - сотрудничество и компромисс***
Мне результат нравится
во-первых, дети сами составили список своих дел. (известно: кто списки составляет - тот их и выполняет )
Рус рисовал картинки, я подписывала печатными буквами.
Милана украсила от души.
во-вторых, сами вносили предложения по поводу штрафов и поощрений
Налицо стратегия компромисса, ура!
Разумеется, со временем эта чёткая структура поплывёт и энтузиазма поубавится: дети есть дети. И нужно будет заново обсуждать и распределять...
То, что мы договариваемся о помощи по дому, меня очень радует.
С мамами из нашего Семейного Клуба на следующем занятии планирую делать мини-тренинг по делегированию домашних дел детям.
у меня как-то бессистемно.
младший помогает развешивать носки пока что. помогает старшему собирать игрушки. есть тяга у мытью посуды - надо, наверное, давать ему стаканы мыть.
а старший полностью обслуживает кошку, пылесосит, убирает в своей комнате, уроки сам.