продолжение
Как нам сообщили в столе бронирования Etihad Airways, минимальный тариф со всеми сборами в эконом-классе по маршруту Алматы – Абу-Даби – Алматы составляет 78 тыс. тенге. Так что в ценовом сегменте Etihad Airways и Air Astana практически не конкурируют.
Делиться и держать баланс
Выход иностранных авиакомпаний уплотняет конкурентную среду и в конечном счете выгоден потребителям. Ко всему прочему, отечественные перевозчики получают ценный опыт и дополнительные выходы в другие регионы мира. Казахстан же становится доступным для тех стран, с которыми раньше не было прямого авиационного сообщения.
По мнению вице-президента компании YAK ALACON Рустама Абдулина, Air Astana стоит перенять опыт таких мировых гигантов, как Lufthansa, KLM, British Midland Airways, которые давно работают на казахстанском рынке. Если к этой плеяде присоединились Etihad Airways и Egypt Air, это еще более обогащает опыт работы уже в Азиатском регионе. «Важно и то, что по структуре собственности (значительное участие в капитале государства. – ”ЭК”) египтяне и арабы очень похожи на Air Astana», – полагает г-н Абдулин.
С другой стороны, иностранные перевозчики хотят выходить на новые рынки. Если выбор сделан в пользу Казахстана, значит, они видят перспективы нашего рынка. И чем большее количество иностранных игроков придет, тем лучше для казахстанских перевозчиков. Авиационные власти РК должны соблюдать баланс интересов. «К нам пришли латыши, чехи, арабы и египтяне, и это открывает возможности для нас получить доступ в Ригу, Прагу, Абу-Даби и Каир. Согласно межправсоглашениям мы можем поставить на данные направления своих перевозчиков. К сожалению, выполнять на должном уровне международные рейсы у нас может только Air Astana. Но не исключаю возможности, что в Казахстане может появиться еще одна авиакомпания, способная составить конкуренцию нацперевозчику», – продолжает г-н Абдулин.
Пока, кроме Air Astana, другие казахстанские перевозчики не имеют парка современных западных самолетов. Аренда судов под чартеры ситуацию улучшить не в состоянии. Поэтому до тех пор, пока не решен вопрос с закупом самолетов, качественным наземным сервисом, а также сертификацией пилотов и персонала, казахстанские перевозчики о регулярных международных рейсах могут только мечтать. «Так как большинство региональных авиакомпаний летает на советских самолетах, они не могут конкурировать с теми же египтянами, арабами, чехами и латышами. А советские суда существенно проигрывают Boeing и Airbus, в частности по экономичности и комфортабельности», – констатирует исполнительный директор авиакомпании SCAT Александр Халев.
Акцент на хабы
Иностранные авиакомпании стремятся максимально развивать собственные хабы – аэропорты, где консолидируется пассажиропоток и потом разлетается по нужным направлениям.
Если Lufthansa предлагает в качестве хаба Франкфурт, KLM – Амстердам, British Midland Airways – Лондон, «КД Авиа» – Калининград (из Астаны), Czech Airlines – Прагу, Egypt Air – Каир, Etihad Airways – Абу-Даби. Впрочем, маршрутная сетка «КД Авиа» в ближайшее время может измениться – компания находится в стадии банкротства.
В чешской компании надеются, что казахстанские туристы предпочтут их рейсы для того, чтобы попасть в Северную Европу и Северную Америку. Прага позиционируется чешской компанией как транзитный хаб: 15% пассажиров остаются в Праге, остальные 85% летят дальше. Egypt Air через Каир готов возить казахстанских туристов в любую точку Европы, Америки, Азии и Востока, включая такие экзотические страны, как ЮАР, Марокко, Тунис, Ливан, Сирия, и другие. Etihad Airways сделал ставку на удобный трансферт из Абу-Даби. Она предоставляет пассажирам эконом-класса бесплатный автобус от Абу-Даби до Дубая и бесплатный лимузин пассажирам бизнес-класса в любую точку ОАЭ. Также из Абу-Даби арабы предлагают трансферт в страны Ближнего Востока, Персидского залива, Пакистан, Индию, Китай, Малайзию, Индонезию, Шри-Ланку и другие страны.
Арабская и казахстанская компании уже конкурируют. Из Абу-Даби Etihad Airways предлагает невысокие тарифы на перелет в Бангкок и Куала-Лумпур. Как нам пояснили в столе бронирования Etihad Airways, минимальный тариф по маршруту Алматы – Абу-Даби – Куала Лумпур – Абу-Даби – Алматы составляет: в эконом-классе – 98,3 тыс. тенге, бизнес-классе – 304,8 тыс. тенге. Это не могло не взволновать Air Astana: арабы вышли на сегмент рынка, где позиции нацперевозчика до последнего времени считались незыблемыми.
Чтобы не допустить перетока пассажиропотока, с 31 октября 2009 года Air Astana открыла новый регулярный рейс на Куала-Лумпур. Минимальные тарифы от 95 тыс. тенге на перелеты в эконом-классе и от 266,3 тыс. тенге на перелеты в бизнес-классе. Аэропортовые сборы и прочие налоги оплачиваются дополнительно. При этом перелет беспосадочный, не предусматривающий транзита через третью страну.
«Чтобы хабовая концепция заработала в полную силу, необходимо активно выходить на соседние рынки и предлагать Алматы и Астану как место разлета в разные концы мира. Сегодня это кажется фантастикой, но другого пути у нас просто нет», – резюмирует г-н Халев.