Перейти к содержимому





- - - - -

веселая математика

Опубликовал: Радуга:), 19 Февраль 2016 · 8 985 Просмотров

школа математика 3 класс 4 класс вальдорф
веселая математика CКОРОСТЬ
V = S:t


Можно сколько угодно писать о том, что происходящее в современной школе и вузе - преступление, но полезнее задаться вопросом, что делать и приступить к активным действиям.
Многие родители, чьи дети еще не пошли в школу, боятся заранее. Признаюсь, я и сама боялась, даже вдвойне и втройне, ведь видела изнанку - как педагог и психолог. У меня даже были мысли о ДО. Они и сейчас, бывает, одолевают, но школа - это социализация, и с этим ничего не поделать. Нашим детям предстоит жить среди детей, которые учатся в общеобразовательных школах. Им нужно научиться гибкости, стрессоустойчивости, выдержке и получить огромный бесценный опыт поддержки со стороны родителей. Тогда никакая школа не страшна. Ребенку - не страшна, а как быть с родительскими страхами?

Родители, видя, как мучаются дети, чувствуют беспомощность и растерянность: "Ну если уж в школе не научили, то я тем более не смогу" - отсюда появляется большое желание отдать в частную школу или в гимназию или загрузить репетиторами, "чтоб научили".
Но в частной школе недостаточный уровень социализации, гимназией и репетиторами есть риск перегрузить ребенка - а от перегрузок дети болеют и могут вообще отвернуться от учёбы. Бывает и противоположный вариант: вечное соперничество с миром, но и в этом радости мало... Случаются срединные, но в целом картина не очень радует...

Можно вообще забить на школьную программу до старшего звена, потому что ее можно освоить за 2-3 года, без напряга. Обычно мальчики и начинают учиться в 10-11 классе, когда девочки уже о замужестве думают))) И вот эти мальчики делают резкий скачок и мы слышим слова "не мальчика, но мужа"... В старших классах, т.е. когда мозг перестроился на дальнюю перспективу, когда ребенок определился, кем он бы хотел стать (сам определился, это важно!) можно обращаться к репетиторам и готовиться по ключевым предметам.
Началка - прекрасное время для учебы, здесь важен хороший учитель и адекватная нагрузка. Но понимания, кем бы ребенок хотел стать, еще нет. Ведь у детей началки конкретное мышление, перспективное восприятие и планирование отсутствует.
Среднее звено - пубертат = самый неудачный для учебы период в жизни человека :rolleyes: Гормональная перестройка, бурный рост, повторная половая самоидентификация, друзья, общение, интересы среды сверстников, отрыв от родительской семьи и авторитета учителя. Вот когда учеба отправляется на галерку, поближе к родительским нотациям, в самый конец приоритетов)))
Поэтому дети учатся в началке и старшем звене. В началке учеба без перегрузок нужна еще и потому, что в это время желательно развивать ребенка на кружках и секциях. Это - фундамент будущей профориентации. Поэтому - обычная госшкола и хорошая учительница.
Если ребенок что-то не понимает, но понимать хочет, есть вариант: осваивать непонятные моменты дома, по ходу изучения. Без фанатизма и загонов. В принципе, если пролистать учебники начальной школы, то мы увидим, что весь блок началки состоит из нескольких тем. Это не высшмат. Не сопромат и не интегралы. Это - арифметические действия, уравнения, дроби, метрическая система, формулы скорости (движение), площади и стороны фигур и задачи по этим вопросам)))
можно понемногу заниматься, без истерик и фанатизма, с подручными предметами и схемами.

Например, по средам у нас дома проходят математические заседания
Почему у нас дома? потому что муж может сидеть с младшими мужиками только 2 раза в неделю, пока я веду английский в нашем социальном клубе, а с задачами у многих детей затык. Всех не спасти, но некоторым помочь - можно.

в 4 кл в основном задачи на скорость и метрические фокусы. И то, и другое можно обыгрывать одновременно.
для занятия нам потребуется:
- рулетка
- ламинированные полоски по 1 дм
- карточки с формулами
- секундомер (он же смартфон)))

Для начала мы измерили комнату шагами. Выпадало по-разному, то 65, то 69, поэтому сделала вот как:
2 шага - 130 см, как узнать длину одного шага?


Изображение

Милана уже соображает, что нужно делить. Люда считает каждый см... Показываю, что есть вариант деления - 130: 2= 65. Вот и записываем: 1 шаг = 65 см
как узнать расстояние от стены до стены? Пройти шагами. Итого 10 шагов.
сколько см от стены до стены?..
Люда еще не понимает принцип умножения. Поэтому записываем на доске:
65+65+65+65+65+65+65+65+65+65
как посчитать столько сложений?

***под каждым числом пишем палочку для наглядности, итого 10 палочек

Изображение

что мы делаем, если нужно складывать одно и то же число?
мы сложение заменяем умножением: умножение - это умное сложение.

Милана этот принцип уже знает, но Люда с ним работает только во второй раз. В старых учебниках было много заданий "замени сложение умножением", и дети очень хорошо понимали, в чем суть арифметических действий. А сейчас это нужно разбирать отдельно. Впрочем, ничего сложного в этом нет..)))
в результате: 65 х 10 = 650 см


МЕРЫ ДЛИНЫ:
смотрим на полоску 1 дм. Вспоминаем: 1 дм - 10 см. 1м - 10 дм. 1м - 100 см.
измеряем: сколько дм в 70 см? сколько дм в 50 см? прикладываем к рулетке наши полоски в 1 дм и проверяем.


Изображение Изображение
переводим 650 см в дециметры: 60 дм и 50 см. 50 см еще раз переводим в 5 см. Получаем 65 дм

СКОРОСТЬ
как узнать скорость? выбираем карточку - на обратной стороне формула.


Изображение

Изображение
теперь ходим. Медленно. Быстро. Бежим. Милана - на секундомере (она сегодня приболела и наблюдала за похождениями с дивана)
делим расстояние на время


Изображение
записываем результаты

Изображение
59 см/сек
81 см/сек
162 см/сек
216 см/сек
325 см/сек

в конце хорошо бы сделать сводную таблицу, для наглядности - мы ее нарисовали уже на другом занятии и заполняли другими числами.

неожиданно, занудные, скучные и сложные задачи на скорость оказались очень интересными)))
после таких упражнений можно и на горку наведаться)))

Изображение

Изображение

  • 0



Среда - сумасшедший день. С утра нужно покормить маленького, приготовить обед (он же ужин), написать отчет. Потом съездить за детьми, пока варятся макароны для болоньезе, а девочки переодеваются, я, надев рюкзак с Аланом, быстро пройдусь по кухне, протирая пол. В общем-то, несложное дело, но, учитывая, сколько их таких, несложных, на 10 минут, в течение дня, под вечер выматываюсь...

однако солнце еще высоко! за обедом обсуждаем школу и всякое девочковое. Рената у нас в первый раз, поэтому присматривается. По характеру она очень спокойная и доброжелательная - едва завидев ее, Алан стал скакать в рюкзаке, улыбаться во весь рот и выговаривать все гласные, какие знает))))
После обеда небольшой перерыв - и физкультура. Зачем физкультура и какая нужна, напишу отдельно.

Дети обожают физкультуру. Получается у всех по-разному. Людочка, которая медленнее осваивает грамоту, прекрасно перекатывается и делает сложные упражнения. Милана соображает быстро, но вот специальная зарядка ей дается сложнее. Да, в этих упражнениях важна не скорость. Важен ритм, координация и верность выполнения.

12742012_582859305202404_684198983751448

Что интересно, даже упражнение ШАРИК при всей кажущейся легкости получилось только на 5-ый раз. Остальные - полегче. Люда катается бревнышком и колобком ровнее всех, Рената как истинный интроверт, сверяется с ощущениями и делает медленно, но верно. Милана торопится и ей нужно дополнительное время, чтобы выровнять маршрут.

12741959_582859468535721_132385807728447

12705194_582859485202386_902000153219689

Еще упражнение на ритм и координацию - передача мячиков. "Даю-беру": вначале отдаем левой рукой, одновременно принимая правой. Потом наоборот... даю-беру, даю-беру, даю-беру... меняем на счет: раз-два, раз-два, раз-два... добавляем музыку, считаем.... убираем счет, только музыка.
упражнение непростое, но получается после тренировки. Это только на "раз-два"... А ведь есть счет до 8-ми...

и, наконец, математика!!! царица наук. После школы конечно она не царица, а тюремщица духа, но мы это исправляем...
1. меряем комнату шагами.
Думаете, это легко? а вот и нет! Прошу ходить "как обычно", но вижу, что ходят "как по подиуму", "как солдаты", и всяко разно. Расслабиться и быть собой - легче всего удаётся Ренате.
2. Записываем длину шага: 1 шаг - 50 см
3. комната = 15 шагам. Сколько это метров? Снова пишем 15 раз по 50, ставим палочки, заменяем сложение умножением. Видно, что с Ренатой дома занимаются, она и принцип умножения знает.
 

12744401_582859445202390_416953817836084

4. перевод. Переводим единицы туда-сюда. Сантиметры_дециметры_метры... наоборот... Рулетка, полосочки длиной в дециметр. Рената как интуит понимает сходу. Люда все проверяет. Милана понимает за счет логики. Люде сложно: у нее и логика, и интуиция развиты меньше, поэтому нужно все прочувствовать, потрогать и прожить...

5. скорость. дети в разных ролях движутся от стены до окна.
а) черепашонок бежит на четвереньках. Засекаю время. Записываем результат в таблицу. Вспоминаем формулу, считаем скорость. Записываем в таблицу и скорость.
б) черепаха-мама медленно ходит. Повторяем как в п.а)
в) быстрый бег школьницы. Повторяем как п. а)
Конечно, при таких заданиях нужно еще и делить в столбик. Кому-то проще в столбик, Милане показываю "хитрый способ" - как разбить сложное число на 2 простых и выполнить деление.

6. задача. Дети выползают одновременно: один - как черепаха, другой - как черепашонок, третий - как улитка. Записываем время. Измеряем скорость.
Рисую задачу на доске - вот черепаха, вот черепашонок
Выползли они из одной норки. Как узнать, через какое время расстояние между ними будет равно 400 см?
Открываем учебник. На внутренней стороне обложки - формулы для задач на движение. Мы с Людой на днях разбирали такую же, она быстро нашла, что это - "движение в одном направлении". Записываю формулу. Решают быстро. Только вот в ответе пишут "через 4 ЧАСА". Какие, скажите на милость, часы?.. ага, исправляют на секунды...

да, дети пишут в тетрадках карандашом. Это вообще классно - делать ошибки и тут же их исправлять. Швобода!!!


12729278_582859455202389_147342702313449

Спускаемся вниз и решаем Миланины задачи. У нее задачи "на приведение к единице" - и все трое дают неверные решения. Рисую. Теперь - проще. Вторую типовую задачу Милана решает еще быстрее.
Девочки решают примеры. Я укладываю Алана.

Переходим в 4класс. Снова задача на скорость. Движение навстречу. Рената с Людой - 2 машины. Едут навстречу друг другу по ковру. Ищем в учебнике формулу. "Движение навстречу" - дальше проще, решили быстро, хоть и с уравнением.

- в чем измеряется обычно скорость?

- километры в час

- пишется это так: км/ч. Что означает черта, кто знает?

никто...

- эта черта означает деление: что мы километры делим на часы - т.е. расстояние на скорость. Если вы забыли формулу скорости - вспомните единицы измерения, и всё станет ясно :rotate:

7. свободная игра. Детям нужно играть и отдыхать даже от веселой математики. А если рядом - хорошие подруги, то это - достойная награда за слаженную работу. А я тем временем стою у плиты с Аланом в рюкзаке, потому что все уже проголодались, а горячие блинчики добавят радости  :p

кажется, мы занимались совсем мало, но 3ч пролетели незаметно...

    • 0

ЛЁГКОСТИ ПЕРЕВОДА

 

у Миланы снова задания на метрические переводы.

мой швейный сантиметр дети затеряли, поэтому мы взяли суровую папину рулетку. Кстати, рулетка удобна тем, что можно зафиксировать ее отрезок 
она не изворачивается, как швейный сантиметр.
приступим!

 

12525498_578293568992311_902203433419739

 

- сколько будет 1 см? покажи на линейке
а теперь - на клеточках, отмеряем: 1 см = 2 клеточки
отрезаем кусочек бумаги, равный 1 см.

- покажи на рулетке 1 дм:
расстояние 1-10 = 1 дм
расстояние 40-50 = 1 дм

 

12697313_578293595658975_657506349520227

 

- сколько см в 1 дм?
- десять
- точно? давай проверим
вырезаем
прикладываем и считаем: один, два, три... 10!
- сколько дм в 1 метре? 10? или 9?.. прикладываем к полоске и считаем. Так и есть, 10! проверим на рулетке? и там тоже 10
- а как посчитать, сколько см в 1 м?
- только не прикладываниями - взмолился рядом сидящий папа
- долгое складывание одного и того же числа можно заменить... умножением
в итоге, 10х10 = 100.

а теперь слушай - говорю заговорщическим голосом...
санти, cento, cent - с некоторых европейских языков означает "сто" (выуживаю из памяти произношение романской ветви). 
Сколько санти_метров в 1м? 100
деци, dieci, dix - "десять". Сколько деци_метров в 1 м? 10
милли, mille, mille - "тысяча". Сколько милли_метров в 1 м? 1000

 

стоит ли говорить о том, что языковую связь приставок и мер длины я обнаружила совсем недавно...)))) и не в математике, а в русском! когда мы с Миланой изучаем словарные слова, некоторые из них я пишу "в оригинале" - т.е. так, как их пишут на родном:
- crossword, correspondent, macaroni, cross, captain (cap-capo) и тп. В этом помогают 4 европейских языка, которые изучала во время учебы и работы. Поэтому, разбирая слово "миллиметр", я наконец увидела, что mille - это про тысячу... и допёрла, что означают остальные приставки...)))

но, конечно, самое увлекательное для детей - не разбор слов, а измерения при помощи реальных предметов.
да, после этого упражнения перевод мер длины в примерах из учебника происходит легко и быстро

 

12651032_578293632325638_694450753581988

    • 0

Тёрки.

сегодня было очень тепло - поэтому мы пошли заниматься на улице. Я вытащила коврики-паззлы и часть зарядки прошла на них.

 

12744301_585483634939971_558398690458998

 

12472524_585483721606629_205128331047600

 

Потом были всякие упражнения с палками - на координацию, на межполушарные связи, сотрудничество и так далее - снова вальдорф. В принципе, это все у нас в детстве было: в виде классиков, резиночки, других полезных игр, а теперь редко у кого из детей это есть... Резиночку попробую в следующий раз, как найду схему прыжков, а пока - черенки от садового инвентаря.

 

12733547_585483631606638_602133197889692

 

2 г назад, когда у нас дома был английский, мы тоже занимались этими упражнениями:
- держать палку на ладони
- держать на пальцах по очереди
- подкидывать и ловить 2мя руками одновременно, ладонями вверх
- то ж самое, ладонями вниз
- попеременно
- одна ладонь вверх, другая - вниз
- дать палке скатиться бревнышком по спине и поймать, не дав ей упасть
- прыжки через палки на ритм, узором: 2 ноги, перекрест правой, 2 ноги, перекрест левой...

- передавать палки друг другу
- бросать палки друг другу
- ходить вокруг палок и ловить их, пока не упали.
последние 3 упражнения очень хорошо развивают сотрудничество. Дети вначале стараются схватить палку, которую отпустил товарищ, но тут важнее другое - бросить или оставить палку стоящей так, чтобы она легко легла в руку другого человека. Это сложно, ставить себя на чужое место и заботиться о комфорте напарника. Но можно сделать и вывод: если каждый позаботится о другом, то палки ловятся очень легко...

 

10298771_585483684939966_533631770522070

 

минут 30 мы посвятили этой гимнастике. Пока девочки не устали. Устали - прекрасно. Мозг заряжен энергией, можно и работать)))

 

И приступили к задачам.
вначале открыла Арифметику, 1958 - ту самую, после которой люди в космос летали. Задачи 3-го класса. Зачитываю. Записываю условие на доске. Слушаю варианты решения: 4 варианта, правильный - один. Это значит, что задача решается методом догадки. А нам нужно другое.
поэтому - рисую. Рисую мелом, делю на отрезки.
- покажите, сколько водитель проехал за I час?
- сколько он проехал за I и II?
- сколько проехал за I, II и III?
ходят. Ходят правильно и неправильно, сверяемся с задачей.

 

12742085_585483608273307_122810246469984

 

Милана сообразила. Ее рвёт на части - хочется выкрикнуть решение в 2 действия. Люда поникла. Люда не понимает, что нужно делать, и ей обидно. Еще бы - 3 класс, а она в 4-м... Обнимаю.
- знаешь, мы с Миланой уже давно так решаем задачи, с карандашами, схемами и рисунками. Поэтому ей сейчас легко. Конечно обидно, что не получается. С тренировкой все получится. Вот увидишь
Милана пишет решение в тетради. а мы с Людой гуляем по отрезкам и рассуждаем...

 

12472816_585483601606641_358248426209867

 

Вторая задача, про то, как пионеры собирали желуди. Пишу условие. Задача аналогичная, здесь разница - лишь в лицах и числах. Милана поняла сходу, строчит карандашом в тетради. Люда не может. Рисуем с ней кружки: 1-ый отряд, 2-ой, 3-тий... Скобочки суммы... Тупик.
Тогда переходим к живым предметам - мелкам.
Рисую прямоугольник. Делю на 3 части.
- у меня было 6 мелков. В 1-й коробке 2, во 2-ой 3, сколько в 3-й? - (ее закрыла ладонью). Люда от огорчения совсем не может думать...
Никак. Сдвигаю мелки к разделителю и спрашиваю:
- а вот так? вместе - 5, сколько под ладонью, если всего их было 6?
- один!!!

 

10456052_585483681606633_324151420464615

 

эврика! ))) Меняю кол-во мелков туда-сюда. Решает.
Возвращаемся к отрядам. Обсуждаем, размышляем, что узнали в 1-м действии, что - во втором. Рисую такую же схему, вместо мелков - числа.

 

12734019_585483661606635_329915072550737

 

Уффф... задача решена.

 

Пока Люда делает запись в тетрадь, Милана, надувшись, высказывает мне на ушко свои обиды.
- она больше на доске писала, чем я! а ты мне не разрешаешь говорить решения вслух
- да, потому что если ты подскажешь, Люда сделает, как ты решила. А сама не сможет понять.
- но я тоже хочу показать, что я решила!
- я увидела это. Согласилась, что ты записала решение верно. Но тебе хочется сказать вслух...

Третья задача - на скорость. Один катер, один теплоход, навстречу друг другу, нужно найти расстояние, зная v1, v2 и t.
Люда радостно кричит - мы эти задачки периодически с ней решаем, во время домашки, и это ей знакомо. Милана поникла. Теперь ее очередь плакать... а я снова в роли утешителя.

наконец и Люда может блеснуть. Пишет формулы. Решает. Пишет в тетрадь, Милана - на доске. Мы с ней разбираем вполголоса, пока Люда строчит карандашом...

за ужином снова высказывали друг другу претензии и говорили обидные слова... зашла в кухню, выслушала обеих, обсудили чувства и ситуацию... помирились и стали есть пирожки уже вместе...

 

вот такая математика...)))))))) дети решают те задачи, которые им встретятся в жизни еще не раз...

 

10253987_585483591606642_527354332785506

    • 0

ВЕСЕЛЫЕ ДРОБИ.

 

вот и мы с Людой перешли к долям. У них в домашке встречается, начали разбирать.

 

Люда - ребенок особого склада, так называемый "выученный беспомощный". Ей сильно мешает детское отношение к миру - привыкла, что все за нее разжуют и в пищевод по ложечке сложат)))) ну у нас приходится извилины включать. Если ребенка во многом подавляют родители или родственники, то он приспосабливается - так удобней и все довольны. Но так жизни не научишься и в вечном детстве застревать уже не модно. Хорошо, что у нас другой подход и она получает свои результаты. Сможет сравнить и постепенно сделать выводы...

 

поэтому с такими детьми нужно много спокойствия, терпения и смекалки. Нужно уметь их увлекать, показывать, что они могут понять и самостоятельно решить какую-то задачу, даже если вначале они ее и решать-то не собираются...)))

 

начали мы с "урока труда" - доли на кружке.

 

12795288_1045009372245333_25715821809972

 

каждый раз спрашивала: что мы делали? как это записать? как это называется?

 

те же самые операции - на счетах и на полоске бумаги, длиной 20 см

 

12088235_1045009515578652_34693084601181

 

моторная память - самая крепкая. Выходим во двор и начинаем движение))) голова мыслит в связке с телом)))

 

Милана выполняет задания прямо на роликах :) пусть, главное - полет мысли)))

 

12809773_1045009795578624_55877669667400

 

одновременно пишем на доске. Зрительная память, моторная, слуховая...))) Запись нужна, нужно повторять много раз, чтобы ребенок мог четко посчитать количество

- сколько будет 1/2 от 24-х?

- 2 клетки

- тоже вариант... Но неверный. Давай запишем и посмотрим внимательно...

пишу дробь

- что означает эта черта? она означает, что было произведено деление. Число под чертой показывает, на сколько частей поделили. 1/2... на сколько частей делили?

- на 2

- что получится, если 24 разделить на 2?

- 12

- отмеряй 12 клеток и подписывай.

 

и так - раз за разом... )))) Милане легко, она уже доли освоила, и давно. Милана знает, что в задачах с дробями, бывает, нужно и умножать... А Люде это еще предстоит узнать... :rotate:

 

12814408_1045010008911936_70859897959054

 

в это время малыш у меня на руках или в коляске. Если его нужно покормить, я сижу на качеле во дворе, а девочки катаются на роликах и самокате. Сегодня вот такая у них разминка))) спорт, танцы и прочее движение великолепно заряжают мозг.Малыша мучает прорезывание клыков, и деньки выдались горячие...)))

 

составляем задачку на тему дня, о том, сколько клеток прополз малыш в 1-ой половине дня, и сколько - во 2-ой.. :)

так оно и есть, Алан уже вовсю ползает по двору, дербанит газонку, пробует нырнуть в пруд, но его всё время кто-то удерживает от этого экстремального шага :laugh:

 

записываем условие. Решаем. Легко!

 

12799009_1045010175578586_29784899886886

 

после чего девочки садятся за столик и мы приступаем к Арифметике, 1958, 3 класс:

 

12795267_1045010392245231_87169842418344

 

12790855_1045010855578518_74425743067053

 

задачи очень похожи и решаются быстро. Ура!

 

в домашке есть подобная задача, только посложнее. Ее мы решали уже на коленке, впопыхах - за Людой приехал папа, и пора было прощаться..)

 

На днях смотрела ролик, как один человек учит любить классическую музыку, он выступал на конференции TED. И в конце сказал - как понять, что твои дела нужны? - увидеть, горят ли у людей глаза))) вот у Люды горят, когда до нее доходит))) но тяжеловато идет... и ведь не сказать, что она глупая, вовсе нет. Просто убегает от усилий. Но от меня разве убежишь?.. :)

 

да, каждое арифметическое действие обыгрывается... Если бы в школе так объясняли! Как бы все упростилось и скольких детских слез и родительского бессилия бы не было...

    • 0

Болезни роста.

 

Люда приходит к нам после школы во вторник и четверг - пообедать и сделать уроки перед тем, как отправиться на Рукоделие и Английский. В основном мы разбираем с ней задачи по матеше, т.к. решение примеров - дело довольно простое: ребенок, по сути, выполняет одни и те же операции и здесь важна внимательность.

а вот задачи - каждый раз как подвиг, для нас обеих. Для Люды - мыслительный, для меня - педагогический. И прежде всего, наша с ней работа заключается не в обыгрывании сложных понятий знакомыми предметами... Наша главная работа - это работа с привычкой плыть по течению, когда ребенок уверен, что лучше никакой инициативы не проявлять, так ей спокойней. Это очень сложно - перестаиваться на самостоятельность, ответственность, а значит инициативность. Долгий процесс...

 

Итак, задачи на периметр и площадь. Помнится, как-то я подготовила все формулы для началки: распечатала в виде двусторонних карточек, раскрасила, заламинировала... и забыла, куда положила. Нет формул - изобретаем самостоятельно :rotate:

 

Начали мы с того, что записали условие задачи.
Одна сторона прямоугольника - 2дм 4 см, другая - в 3р меньше, найди сторону квадрата, если его периметр равен периметру этого прямоугольника.

Записав условие, отмеряли на кафеле стороны прямоугольника: как ни крути, геометрия в переводе означает "измерение земли", так какая же геометрия без настоящих мерок?..))) Берем рулетку и маркер для белой доски - он легко стирается практически со всех поверхностей (кроме оконного пластика, проверяла лично ;)) - приступаем.

 

Люда конечно была удивлена черчению прямо на полу - тем лучше: когда у людей ломаются шаблоны, им проще выйти из привычных программ...

 

Нарисовала одну сторону. Считаем другую. Рисует. Теперь - полностью прямоугольник. Кривоват получился, но, для общей картины - вполне! Времени у нас в обрез, у малыша - зубы, он пополз "бродить в дурном настроенье", у девочек на носу урок рукоделия с Ларисой и Юлей, а нам еще 2 задачи решить!
максимально экономим время. Отвлекаем Алана рисованием на доске...

 

12814499_591930290961972_477945222245128

 

- Люда, что такое периметр?
услыхав страшное слово, Люда впадает в прострацию - "Ничего не знаю". А я делаю вид, что не заметила выключения - записываю формулу рядом с чертежом, как ни в чем не бывало.
- Периметр, Люда, - это длина всех этих палочек - тыкаю в стороны прямоугольника. Если их сложить в одну линию, мы его узнаем.
Знаешь, зачем формулы придумали? - на лице Люды ответ читается легко: "Формулы придумали для того, чтобы мучить детей всякой дребеденью", но вслух она, воспитанная правильной мамой, говорит:
- Не знаю
- Скажу тебе по секрету. Их придумали для того, чтобы считать быстро - Люду это не порадовало. Ей вообще никак считать не хочется, ей нравится смотреть мультики, жевать конфетки и забыть о школе насовсем... но, как сказал герой Великой Отечественной тов. Клочков, "отступать некуда, позади Москва", и приходится понемногу вникать в то, что происходит прямо у ног... - Смотри, мы можем каждую сторону измерить рулеткой. А потом что сделать надо, чтобы узнать, сколько составляют все 4?
- Сложить?..
- Да, сложить, умница. Диктуй.
Люда диктует, поняла, что не отстану
- Прекрасно. А теперь что мы делаем, если нужно сложить одно и то же число?
- Заменяем сложение умножением
- Отлично. Давай это запишем. А теперь хитрость: если у 24 есть умножение на 2, и у 72 есть умножение на 2, то можно еще укоротить: (24+72) х 2.

 

1558407_592028247618843_6524500517628628

 

дальше - легче. Пишу формулу нахождения стороны квадрата исходя из периметра, посчитать по формуле - проще простого.

Вот так, благодаря моей забывчивости и Людиному особому складу, где приходится все раскладывать на атомы, мы изобрели формулу периметра. Наверное, я даже больше рада, чем Люда... Люде для осознания и радости нужно еще пару дней решать похожие задачки, добиться успеха и тогда - дойдет... Но у нас с ней такой возможности нет - мы можем слегка взрыхлить засохшую почву, чтобы остановить потерю влаги...

 

1053197_592028250952176_4125128829558615

 

Люда садится за стол и начинает переписывать задачу. Тут она замечает, что мы допустили ошибку - вместо в 3р МЕНЬШЕ записали и посчитали в 3р БОЛЬШЕ. Решать задачу заново предстоит Люде самостоятельно - малыш уже засыпает и я могу только лежать на диване рядом с ним и вполголоса давать советы.

Люде не нужны никакие советы. Ей хочется в норку. Ей хочется спрятаться в одеяло и поплакать от обиды и бессилия. Даже во время измерений и записей, объяснений и рисования, она участвует в решении дискретно. Как мерцающая лампочка. Поэтому перерешить задачу - это все равно что решить новую: она всё забыла. Ушла в ванную, поплакала там. Вернулась и села за стол, словно Алёнушка у Васнецова...

 

1604824_592150790939922_1165706110618558

 

- Людочка, я могу подсказать, что непонятно. Могу показать и нарисовать вместе с тобой. Но решить задачу ВМЕСТО тебя я не могу. Задачи решаешь ты. Милана решает задачи точно так же: я составляю схемы, выкладываю карандаши и разбираю задачу, если ей трудно. Но дальше - она сама. Мы это делаем для чего? чтобы решать можно было самой. Так и с тобой, зайка. Я - не прибор для решения задач. Могу помочь, где сложно. Но решаешь ты. Попробуй сама. Все равно решать придется - здесь или дома.

 

Беру паузу. Любому человеку нужно побыть в своих эмоциях и сделать собственный выбор - быть или не быть. В это время лучше отойти и не лезть. Идет важный диалог с самим собой...

 

Помаявшись, Людочка понимает, что деваться некуда и внутренне собирается. Вот теперь помочь - можно. Увидев, что она готова, советую:
- посмотри на доску. Что мы делали вначале?
- умножали на 3
- прекрасно. А тебе что нужно делать?
- разделить. 24:3 =8
- что такое 8?
- другая сторона прямоугольника.
- а что мы делали дальше?
Люда снова буксует, стараясь отгадать. Как же тяжело думать самостоятельно! Дома она привыкла делать медленно. Дома главное - идеально написать, чтобы было красиво. Примеры ей удаются. Но вот с задачами затык полный, и здесь за нее решают папа или мама, а она просто ведет записи без понимания. Но у нас совсем другой расклад...
- посмотри на доску
- а! мы складывали и умножали
- конечно. Мы искали периметр. Считай новый периметр
Люда воспряла духом. Задача поддаётся!
- и последнее действие осталось, Людочка!
снова затык... В надежде угадать Люда предлагает варианты деления периметра на разные числа. Всё не то.
- смотри формулу.
- А! делим на 4!
- точно! на 4! пиши.

 

Вторая задача подобна. Только вместо периметра в ней говорится о площади. Формулы немного другие... Хорошо бы решать по 2 одинаковые задачи, чтобы связи в мозгу закрепились... Но - современная система образования не воспитывает творцов - она воспитывает исполнителей. Если и дома воспитывают идеального раба, то впоследствии ребенком будет легко управлять и манипулировать. Управлять через страх, манипулировать через выдуманные идеалы вроде айфонов и престижа... Кто не дорастет до материальных благ, может выбрать другое превосходство - например, внешность...  религию... И считать себя лучше других потому, что "молится и соблюдает посты" - я была в шоке, когда услышала подобное из уст ребенка... но так бывает...

 

Вернемся к задачкам. Малыш уже уснул, и я могу сесть рядом с Людой и разобрать задачу. Идет быстрее, но и сопротивления много... Люда хочет поскорее закончить свои мучения и удрать на рукоделие))) Я понимаю, как сложно перерасти привычные реакции: инерция души - штука мощная. Мне самой потребовались годы для того, чтобы затормозить прежние реакции и начать поворачиваться к новому...

 

а Люда - ребенок. Ей где-то проще, потому что дети меняются быстрее...

    • 0

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Последние записи

Последние комментарии

рассуждансы

жалость «Оправдывать свою гадость души физическими страданиями и внешними стрессами от родных - да, это можно понять, но это ВЫГОДНО. Большинство тех, кто болеет долго и тяжело, становится энергетическим вампиром всех окружающих, дико жалея себя и всеми силами заставляя других делать тоже самое. Во время жалости подпитка идет очень мощно. Если с подпиткой и нужным им отношением напряг, включается ненависть - вы меня не понимаете, вы такое не испытывали, вы сволочи уже за то, что здоровы. На ненависть идет мгновенный отклик ненависти, многие ведутся и кормушка не оскудевает. Стандартный набор рядового вампира. Так можно прожить долго и очень долго, пока несчастные жертвы-доноры будут это терпеть из чувства долга и правильности. Но свет души на этом тратится неслабо и доноры могут взбунтоваться или стать тоже вампирами и начать разводить мучителя на эмоции, на ту же ненависть, чтоб хоть как-то пополнить запасы»«- где грань между состраданием и жалостью? - Разная конечно. Почему говорят: не унижай жалостью? Да потому что жалость, прижать к себе человека, погладить по головушке, «бедненький ты несчастненький, плохо тебе поди» - это конкретно опустить его, это своими словами и своим сознанием внушить ему, что он действительно бедненький, что все плохо и остается только скулить на луну. Это не мобилизует сознание на подъем на выход из этого состояния, это заставляет закапать слезки из глазок, как трудно жить и опуститься до скуления на луну. И что сделал тот, кто пожалел? Он опустил своей жалостью другого до уровня скулящей собаки, а сам с высоты своего восприятия уже сможет управлять скулящим, как нравится. Вот тебе и подоплека жалости. Многие вампиры намеренно заставляют окружающих себя жалеть, бьют на жалость разными слезливыми историями, и когда жертвы попали, очень классно питаются вытекающей из них скулящей эмоцией жалости… И периодически жмут на нужную кнопку у тех, кто рядом… Рядом со мной в одной квартире живет малыш 2,5 лет и понятно, что периодически он падает или стукается обо что-то и ему больно, и приходит в слезах плакаться маме. Если я в это время рядом, мы с мамой вообще не обращаем внимания на его слезки – ушибся, ну и ладно, ерунда какая, вот посмотри… И переключаем его на что-нибудь. Или просто посмеемся, что из-за такой мелочи ты еще и слезки льешь… А ребенок не видит жалости и через минуту уже улыбается. Нет смысла сидеть в таком состоянии, иначе никогда до воина не подняться, своя боль будет всегда важнее того, что происходит с остальными."»

предательство

"Нет предательства и нет обмана вообще. Если свое Я выставить на первый план, то обидно, когда ты человека присвоил и построил планы на будущее, а человек потянулся за тем, что ему выгодней и интересней и отказался от тебя. Т.е. твоя проблема лишь в том, что ты присвоил подарок от Бога, а это не было твоим, но осознавать это больно. А проблема того, кто нашел что-то повыгоднее общения с тобой, что система ценностей этой незрелой души пока простенькая, и материальное ставится на более высокую ступень, чем красивые высокие чувства. Никто не виноват, прошло столкновение двух реальностей, двух систем ценностей и каждый получил свои уроки . Ты – как отдавать, не требуя ничего для себя и как не присваивать. Она – что кроме материальной выгоды есть нечто, что не измеришь деньгами и украшениями, и оно цепляет душу на столько сильно, что душа начинает перестаиваться и вопреки привычному ценности все же меняются. Так что не думай про вину."
X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2016 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.