другая память
школа английский казахский психология вальдорф
правда, выглядит система солидно - до такой степени, что вызывает трепет...)))
оно и понятно - огромное количество разрозненной хаотичной информации, которую мозг отвергает
раньше, открывая учебники Миланы, я впадала в уныние
сейчас меня охватывает азарт... нет, не потому что яжпсихолог и педагог, а, главным образом потому, что у меня куча древне_совестких учебников 50х гг издания. Информация там подаётся медленно, структурированно, понятно и доступно. И, самое интересное, в те годы программа была сложнее (надо было запустить человека в космос, тут уж не до размазываний)- все арифметические действия дети изучают в 1-м классе. Далее только шлифовать и наращивать эти умения... вычисления при помощи счетов и наглядных предметов! много заданий на самостоятельное составление задач... наглядные картинки в учебнике... Шутка ли, даже Витя, который сидит на программе 1-го класса (когда все уже в 3-м) гордится своими успехами... Вот такая раньше была школа - давала детям ощущение уверенности и спокойствия...
сейчас времена другие, но систему можно переиграть - научить ребенка превращать хаос в красивые схемы. Делать запутанное простым и понятным! квест, да и только!
много задают учить на память
...тексты по казахскому...
...стихи по английскому...
на днях Пушкин был... "Унылая пора..." - вот мы с нею намаялись, поболее, чем с английским простецким стишком! Наконец я в полной мере ощутила мощь русского гения... это ж надо так рифмовать слова, что каждая строчка становится полноценным пейзажем...
море школьной информации можно зубрить, а можно упрощать и запоминать, используя приемы мнемотехники
зубрёжка - механическое запоминание, в ней мало усвоения информации. Она вредна тем, что забивает гипокамп (нашу оперативную память) и расслабляет мышление.
мнемотехника позволяет информацию переработать и структурировать - то, что и нужно для развития мозга
в 1-м классе символы рисовала я...
во 2-м мы их обсуждали вместе...
на третьем году обучения Милана лихо рисует
сейчас ребенку 9.5 лет, и это прекрасно! ведь во время создания символа работает мозг ребенка! а не родителя... родитель-то свою школу закончил... (правда, не все об этом помнят, то и дело говоря: "у нас 5 уроков..." "мы учимся в 3-м классе..." "а мы пошли в первый..." )
неродные языки (отношу к ним и казахский, т.к. семья у нас русскоговорящая) - тот же самый подход
лучше всего, если вы хоть немного владеете языком, чтобы во время занятия говорить на нем. Ну, не владеете - тоже ничего страшного, главное при запоминании - использовать ПРЯМОЙ метод. Т.е. "слово" - "значение"
(есть переводной метод "слово - перевод - значение", но он создает в мозгу лишнее звено и отнимает больше времени)
***прямой метод позволяет быстрее научиться думать на другом языке
алгоритм шифровки:
1. (для неродных языков) берем текст, жестами, рисунками, предметами, картинками показываем ребенку значение каждого слова. Да, понять можно не дословно, но это и не нужно. В иностранном языке на первых порах важнее уловить общий смысл, нежели частности.
2. ребенок рисует картинки (или рисуем вместе)
3. к каждому символу можно придумать движение или жест. Моторная память - очень ресурсный вид памяти.
4. говорим вместе
5. ребенок говорит сам с опорой на картинки и движение
6. ребенок обходится без шифровки и жестов
7. повторяем несколько раз в течение дня: "повторенье - мать ученья"
***Лучше всего новую инфу повторять в первые 24 часа после ее получения. Если начать повторять через 36ч, эффект снижается
...Наконец мы входим в график и по вечерам есть 30 минут времени на английский. Особо заморачиваться пока не станем - стихи, песни, предметы, основные фразы... (алфавит как-то в школе выучила)
первые 4 строки этого стихотворения:
цвета можно показать на карандашах, но ведь ими на доске не порисуешь... можно нарисовать предметы
что получилось:
со словом sound пришлось попотеть...
сколько разных звуков я издавала, но Милана никак не могла ухватить смысл...
наконец я нарисовала на доске холодильник, рот и еще что-то, и тут наконец дошло! Yahoo!
из школьной программы:
Родина - слово большое-большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
в нем умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котенок и я
зайчик солнечный в ладошке, куст сирени за окном
и на щечке родинка -
это тоже Родина
Как мы придумываем движения:
от шифровки к движениям
***сложные стихотворения, с незнакомыми словами вначале нужно разобрать
1. объяснить смысл неизвестного слова
2. обсудить, о чем вообще автор говорит в данной строке. Пушкин - мастер заворачивать слова в обёртки, с ходу и не поймешь, о чем речь. Сомневаюсь, что в школе и сама понимала...
что дает "шифровка"?
- обработку информации. Ребенок не зубрит, а частично усваивает, пока переводит слово в картинку - полдела сделано!
- зрительное запоминание
- образную память
- упорядоченность информации
если добавляем жесты - подключаем и моторную память.
для сравнения: зубрежка - это ОЗУ. мнемотехники - это возможность подключать к компу "внешние накопители"
профессор истории Андрей Ильич Фурсов, отвечая на вопрос "как улучшить память", сказал: "человеку нужна не просто память, а - структурированная информация", потому что в бессистемном наборе фактов пользы нет. Фурсов знает, о чем говорит - помнить даты, личности, достижения и цитаты можно, имея в голове банк данных.
согласитесь, шифровка намного интереснее, полезнее и увлекательнее, чем нудная зубрёжка!
и еще... когда мы хвалим наших детей, замечая их успехи и закрываем глаза на мелкие ошибки - детская вера в собственные силы возрастает многократно ну а мы не только погрызли гранит науки, но и строили отношения... отношения вместо стен, как это приятно!
Джем, привет!
И спасибо!
В саду так учили стихотворения, сейчас пока на уровне считалочек задают- на раз учатся, потом вернемся к "твоему" методу )))
Ты мне еще скажи, на каких ресурсах учебники прооооошлых лет издания скачивать?
А то я Алматыкитап полистала, смахнула скупую мамскую слезу......