Возгорание двигателя самолета в аэропорту Актобе произошло по вине наземных специалистов аэродрома, сообщает КазТАГ со ссылкой на пограничную службу комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана.
Авиация - это романтика, белые форменные рубашки, восторженные взгляды девушек на овеянных героизмом и небесными ветрами парней. Но до определенного предела. Этот предел - тоже часть нашей жизни, когда после инциндента все бегом начинают прикрывать собственную опу. Перед нами классический случай. А между тем, данное событие классифицируется как инциндент и подлежит обязательному расследованию.
Чуть-Чуть лирики для непосвященных: стартеры на Ан-24/26 электрические, берут электричество либо от Вспомогательно Силовой Установки РУ19А-300, либо от наземного источника питания. Причем нужно подключить два наземных кабеля. И тот, и другой способ запуска являются штатными. При нажали кнопку запуска двигателя, перекрывается подача рабочего топлива, включаются свечи зажигания, стартер начинает раскрутку ротора двигателя. В определенный момент подается пусковое топливо, которое выполнит роль зажигалки для рабочего. Опять же в определенный момент подается рабочее топливо, воспламеняется. В этот момент двигатель раскручивается стартером и идет помощь от турбины. Топлива подается чуть больше, чем требуется для холостых оборотов. Обороты растут, температура выходящих газов, давление масла - растут. Через положенное время, следую циклограмме запуска, отключается стартер и двигатель самостоятельно выходит на обороты Малога Газа. Если обесточить стартер, когда обороты еще слишком низки, получится что топлива подается много а воздуха - слишком мало для данных оборотов. Вот и спалили турбинный блок.
Теперь физика. Была ли надежная двусторонняя связь кабина-земля? Если аэропортовские без команды дернули фишки электропитания - это вина аэропорта. Если экипаж дал команду - вина военных. Если связь была визуальная и экипаж подал сигнал непонятно какой а наземный персонал понял его по своему и вытащили фишки - и тех и других выпорят. А если произошло замыкание внутри самолета, сработала защита и вырубилась наземка? Поэтому нужно расследование. Цена вопроса - двигатель, ремонт плюс сопутствующие расходы.