Интервью одного из руководителей Эйр Астаны, и как всегда в стиле все, кроме нас:
Аргументы и Факты Казахстан (Алматы), № 28 (1705), 10.07.2013
Вы что, обледенели, эй вы, кто там?! /Алина Шмидт/
Почему происходят задержки авиарейсов
Какие меры предпринимаются авиакомпаниями для сокращения задержек? На этот и другие вопросы отвечает Ербол ОСПАНОВ, старший вице-президент по правительственным, законодательным вопросам и безопасности АО «Эйр Астана».
- На днях Главная транспортная прокуратура озвучила претензии ко всем авиакомпаниям РК в нарушении прав 600 тыс. пассажиров, которые только за два с половиной месяца пострадали в результате задержек авиарейсов. По данным ведомства, наибольшее число задержек было допущено «Эйр Астаной». Прокомментируйте ситуацию.
- Я бы назвал эти данные не совсем корректными. Не берусь говорить за все авиакомпании, но что касается «Эйр Астаны», могу сказать, что за апрель-май 2013 года нами было всего перевезено 600 тыс. пассажиров. Согласитесь, что все они в ситуации с задержками рейсов попасть просто не могли.
- Тем не менее задержки рейсов случаются?
- От задержек не застрахована ни одна авиакомпания. Задержка рейса - это серьёзное решение, при принятии которого компания руководствуется прежде всего принципами безопасности пассажиров. Ведь авиакомпании крайне невыгодно, чтобы самолёты простаивали, это влечёт дополнительные расходы. Вот несколько цифр. Пунктуальность рейсов «Эйр Астаны» по результатам первого полугодия составила 85%. Для сравнения, по данным Евроконтроля, своевременное исполнение рейсов авиакомпаний Европы по итогам 2012 года составило 82,1%. В США, по данным Бюро транспортной статистики, за тот же период - 84%.
- По каким причинам происходят задержки рейсов?
- Первая - это погодные условия. Перед каждым вылетом экипаж получает справку о метеоусловиях в аэропортах вылета и прилёта. Даже сейчас, несмотря на летний период, погода может диктовать свои условия. Буквально несколько дней назад в Астане случился сильный штормовой ветер, при котором мы не имеем права взлетать и садиться. В результате были задержаны рейсы. Понятно, что в осенне-зимний период погода ещё более ухудшается.
Второй фактор относится к развитию авиационной инфраструктуры в стране. Например, за 2012 год мы совершили 30 690 рейсов, в то время как за шесть месяцев текущего года - уже 18 385 рейсов. Однако нормальное функционирование авиакомпаний возможно при соответствующем развитии инфраструктуры, куда мы относим и аэропорты, их оснащённость необходимой техникой и оборудованием, состояние взлётно-посадочных полос. Про аэропорт Уральска вы знаете - мы были вынуждены прекратить полёты в Уральск из-за состояния взлётно-посадочной полосы. В ряде аэропортов нет необходимого наземного оборудования, например, слив топлива невозможен даже в столичном аэропорту. Мы развиваем Астану как один из хабов, но там у нас нет даже собственного ангара для технического обслуживания. А как можно проводить ремонтные работы в 40-градусный мороз? Это серьёзное препятствие для нормальной операционной деятельности и, соответственно, для регулярности рейсов. Пропускная способность аэропортов очень низкая.
По поручению главы государства «Эйр Астана» увеличила транзитный трафик с 10 138 пассажиров в 2010 году до 87 822 в 2012 году, т. е. в 8 с лишним раз. Однако для дальнейшего развития Казахстана в качестве транзитного узла говорить не приходится - у нас просто нет аэропорта, полностью соответствующего международным стандартам и требованиям. Что говорить, если некоторые аэропорты работают только с 9.00 до 18.00! К тому же Казахстан - одна из немногих стран, в которой при перемещении высокопоставленных лиц либо VIP-гостей аэропорты полностью закрываются. В других странах для этих целей используются отдельные терминалы. У нас это пока не предусмотрено.
- Пассажирам часто приходится слышать про технические причины задержек. Что это означает?
- Действительно, третий фактор, влияющий на задержки, - это технические причины. Самолёты - это техника, а техника иногда может ломаться. К техническим причинам относятся как достаточно серьёзные неисправности, так и любые несоответствия согласно прописанным инженерным инструкциям. Например, случается, что при подвозе трапа задевают и повреждают дверь самолёта. Согласно правилам при этом самолёт не может вылетать без заключения нашей инженерной службы. И как только инженеры дают заключение, что самолёт исправен, принимается решение о вылете. Наши самолёты перед каждым вылетом проходят maintenance check, и только инженеры дают право на вылет. Другой пример - самолёт прилетел в Актау, однако дальше, как было запланировано, вылететь в Атырау не смог - обнаружили небольшую неисправность. Поскольку аэропорт Актау не располагает инженерными кадрами, компания принимает решение перебросить инженеров из Астаны или Алматы. Естественно, это занимает время, и рейс задерживается. Здесь важно ещё раз подчеркнуть, что свою деятельность, в том числе в плане технического обслуживания судов, «Эйр Астана» строит в соответствии с высокими международными стандартами. К слову, «Эйр Астана» - единственная в Казахстане авиакомпания, которая каждые два года проходит сертифицированный аудит по стандартам IOSA.
- Насколько обоснованы обвинения компании в нехватке воздушных судов? Владеет ли компания резервными судами?
- Нехватка судов, возможно, была актуальной два-три года назад. Сейчас ситуация кардинально изменилась. С начала 2012 года авиакомпания пополнила авиапарк 9 новыми самолётами, до конца текущего года ожидается ещё пять. Сейчас авиапарк компании насчитывает 26 самолётов - боинги, эйрбасы, эмбрайеры. В настоящее время в авиакомпании имеется три резервных борта - «Боинг-757», А320, Е190. Мы идём на это осознанно, хотя международная практика не предполагает резервирование бортов. В случаях поломки бортов иностранные авиакомпании перераспределяют пассажиров на другие рейсы.
- Почему не упоминаете человеческий фактор?
- Действительно, нередко пассажиры, успешно зарегистрировавшись на рейс, просто «теряются», их не могут найти. А если такой пассажир сдал багаж, но не явился на рейс, самолёт не имеет права лететь - необходимо снимать багаж потерявшегося пассажира. Таковы принципы авиационной безопасности. Или другой пример - посадка закончилась, экипаж готовится к вылету. Вдруг пассажир отказывается лететь. Всех пассажиров высаживают, проводят спецдосмотр воздушного судна - таковы правила. Возмущение пассажиров растёт, каждый пытается обвинить авиакомпанию. Негатив выливается в СМИ, социальные сети его подхватывают. Это же рейтинги, большая аудитория!