«АЗИЯ АВТО» И МИИР: ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Вы уже наверняка успели заметить, что в СМИ идет активная публикация материалов касательно некоторого конфликта в отношениях между группой компаний «АЗИЯ АВТО – БИПЭК АВТО» и Министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР). При этом, смысл большинства публикаций сводится к выводу, что Азия Авто стало «жертвой» несправедливых действий со стороны МИИР. В данной публикации мы попытаемся понять и выяснить, что же произошло на самом деле, и ответим на многочисленные вопросы наших читателей касательно нашего отношения к данной ситуации.
Итак, все началось в 2010 году, когда МИИР и АО «Азия Авто» заключили соглашение о промышленной сборке с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузовов с 1 июня 2017 года. Другими словами, в ответ на меры поддержки со стороны Правительства, которые мы подробнее коснемся ниже, Азия Авто взяло на себя встречные обязательства за 7 лет построить условный завод, который позволит углубить машиностроительный процесс дальше «отверточной сборки».
Далее, в конце 2012 года МИИР заключил другое соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств с АО «Азия Авто Казахстан» также с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузовов и также, как и в первый раз, со сроком исполнения через семь лет – 1 декабря 2019 года.
В апреле 2017 года, когда истекал срок исполнения обязательств по первому соглашению, а на деле ничего толком еще не было сделано, министерство заключило многостороннее соглашение с Азия Авто, на основании которого срок исполнения первого соглашения было продлено до 1 декабря 2019 года. Теперь, Азия Авто обязалось исполнить оба своих обязательства в один срок.
Теперь о мерах, за предоставление которых министерство обязало компанию усложнить производственных процесс. Речь идет о налоговых преференциях в виде освобождения от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей, а также стимулирования производства в виде возврата уплаченного утилизационного сбора. То есть, за «обещание» построить заводы, компания не платила значительную часть налогов в бюджет, что является вполне рыночной практикой. Так, параллельно с Азия Авто, министерство заключило 19 подобных соглашений с 10 предприятия машиностроительной отрасли.
Что же в итоге? В апреле 2020 года, то есть после истечение 10-летнего срока обязательств Азия Авто, компания предоставило отчетность в МИИР, которое подтвердило, что автопроизводитель не выполнил условий соглашения.
Другими словами, на протяжении 10 лет Азия Авто получало право не платить налоги, но в итоге обязательства по развитию и расширению производственных мощностей не исполнило. В этой связи, МИИР приняло решение прекратить оказывать поддержку Азия Авто до тех пор, пока компания полностью не выполнит прежде взятые на себя обязательства. К слову, обязательства других предприятий в рамках аналогичных соглашений министерства были исполнены полностью.
Казалось бы, что все предельно ясно и справедливо в данном процессе. Но далее Азия Авто вместо того, чтобы подойти более конструктивно к разрешению проблемы, предприняло совсем иные действия. В частности, руководство компании сняло официальное видеообращение (не без элементов художественного оформления видеоряда) к Премьер-министру, Правительству и общественности, где заявило, что прекращение поддержки компании со стороны МИИР – это ничто иное, как недобросовестные действия в отношении Азия Авто. Так, гендир АО «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев заявил: "Мы ясно осознаем, что недружественные действия, предпринятые в наш адрес в период коронакризиса, не случайны. Кто-то решил воспользоваться нештатной ситуацией и монополизировать рынок. Люди, которые пошли на этот шаг, преследуют собственные корыстные цели". Более того, компания отметила, что если МИИР не продолжит оказывать прежнюю поддержку, то она будет вынуждена остановить все производство, и следовательно оставить людей без работы, хотя изначально меры поддержки исходили не из всей деятельности предприятия, а лишь от обязательств по расширению ее деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, со стороны МИИР все сделано в рамках соглашений и рыночного подхода. При этом, Азия Авто, несмотря на то, что 10 лет не платило ряд налогов и получало поддержку со стороны государства, а значит перераспределяло свое налоговые бремя на нас с вами, не выполнило обязательства в рамках соглашений, следовательно не создавало дополнительные рабочие места и не увеличило качество и количество производства, начала откровенный шантаж Правительства и дезинформировало общественность. Вместе с тем, как удалось выяснить, гендир АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев за 2018 год получил 62,4 млн зарплатой и бонусами, то есть около 5 млн тенге в месяц. Согласитесь, какие могут быть дискомфорты и вопросы к Правительству, если поддержка с его стороны в том числе позволяет назначать такую зарплату руководителю компании. А может следует просто работать лучше?