Нью-Йорк, Минск, Лондон, Киев, Тбилиси, Москва… Развитая сеть метро доставляет пассажиров с точностью до минуты даже в часы пик. Визитная карточка данного транспорта – это его беспрепятственное передвижение.
Метро в разы быстрее наземного транспорта. В Алматы отрезок в 8 км между станциями «Абай» и «Москва» автобус проходит за 49 минут, такси – за 30 мин, а состав метро – за 15, то есть более чем в 3 раза быстрее автобусов и в 2 раза – такси. Человек экономит драгоценное время, город – общественное пространство.
Связь между количеством людей, использующих метро и влиянием на улучшение дорожно-транспортной обстановки города также безусловна. На примере Нью-Йорка, где при населении в 8,2 млн. человек, на метро ежедневно передвигается порядка 70% жителей. В начале десятых годов, меньше половины от всего количества нью-йоркских семей имели личный автомобиль. То есть, даже при поверхностном расчете, это высвобождает город от половины потенциальных автомобилистов. Конечно, проводить подобные аналогии с нашим городом еще рано. На сегодня, доля метро в общем пассажиропотоке Алматы – всего 4,27%. Но не будем забывать, что успех ведущих метрополитенов мира – это история развития многих десятков лет. Алматинскому Subway нет и одного десятка. Поэтому вышеупомянутую цифру мы воспринимаем не как отрицательную данность, а как пространство для высокого потенциала в будущем. А будущее уже гораздо ближе, чем кажется. Завершение
2-х строящихся станций «Достык» и «Сарыарка» (3,1 км) в ближайшие годы соединит новые территории Ауэзовского района с центром города и тем самым увеличит протяженность метро с 10 до 13 км, а пассажиропоток почти в 2 раза – с 46 до 86 тысяч человек в сутки. Как результат, доля метро в общем пассажиропотоке увеличится с 4,3% до 8%.
В дальнейшем последует экспансия метрополитена в Наурызбайский район – вновь присоединенную (4 года назад) к городу территорию. Тем самым алматинский метро свяжет противоположные части города, где нет пространства для маневров больших автобусов.
Отмечу, что стоимость строительства алматинского метро в 2 раза дешевле Московского метро, в 2,2 раза – Парижского, в 3,3 раза – Токийского и в 4,5 раза – Нью-Йоркского. При этом, качество нисколько не уступает. В строительстве используется оборудование крупнейшей немецкой компании «Herrenknecht AG», чьи технологии использовались при строительстве метрополитена в Лондоне, Гонконге, Куала-Лумпуре, Шанхае, Дохе, Мадриде, Гуанчжоу. Также, порадуем горожан и гостей Алматы новостью, что в течение полутора лет будут запущены дополнительные 8 подвижных составов высокого качества компании Hyundai, тем самым увеличивая пропускную способность метро. На прошлой неделе при поддержке Правительства проплачен 30% аванс за изготовление и поставку составов.
Важно отметить, что особенности расположения города, в том числе наклонный рельеф предгорной зоны и высокая сейсмичность территории требует особых подходов при развитии метро. Строители алматинского метрополитена не гонятся за быстрыми результатами, а в первую очередь строго следует технологическим стандартам качества строительства.
Торопиться нам нельзя...
Yerlan Aukenov©