Депутату Мажилиса Парламента РК - члену Комитета по социально-культурному развитию
Петуховой Н.М.
Депутату Мажилиса Парламента РК – члену Комитета по социально-культурному развитию
Ароновой И.П.
Первому заместителю председателя Астанинского городского филиала партии «Нұр Отан»
Ахметову С.К.
Мы, инициативная группа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаемся к Вам с целью привлечь Ваше внимание к наиболее важным проблемам детей с ограниченными возможностями и совместными усилиями выработать пути решения вопросов социального и медицинского обеспечения, воспитания и адаптации в обществе таких детей.
Мы неоднократно обращались в уполномоченные органы государственной и исполнительной власти, в том числе министерство здравоохранения и социальной защиты населения (ранее министерство здравоохранения и министерство труда и социальной защиты населения), министерство образования, управления жилья, образования, занятости и социальной защиты города Астаны, а также к представителям законодательной власти (копии писем прилагаются). Приложите копии писем.
Мы считаем, что, несмотря на то, что с проблемами, поднимаемыми нами, сталкиваются родители детей с ограниченными возможностями не только в нашем городе, но и в других регионах (в скобках перечислите регионы или города), государственные, исполнительные и законодательные органы не принимают эффективных мер для обеспечения достойной жизни наших семей.
Депутат Мажилиса Парламента РК Назарбаева Д.Н. поднимала вопрос содержания детей в детских домах и были озвучено, что на одного такого ребенка государство выделяет 175 тысяч тенге в месяц. В наших семьях один из родителей вынужден оставить работу, чтобы полностью обеспечить надлежащий уход за своим ребенком. В этом случае мама заменяет штат сотрудников детского дома или дома-интерната: реабилитологов, медицинских работников, педагогов, сиделок и т.д. Однако мы получаем только 46 тысяч тенге, а мамы, воспитывающие совершеннолетних детей, получают пособие только на ребенка-инвалида в размере ____тенге. Укажите размер пособия
Исходя из вышесказанного, считаем жизненно необходимым:
Первое: пересмотреть сумму пособия по уходу за ребенком-инвалидом, составляющую в настоящий момент сумму прожиточного минимума, в сторону повышения, как в минимум в два раза. Также, просим рассмотреть вопрос о размере корзины для детей-инвалидов.
Второе: сохранить выплату родителям пособий по уходу за ребенком с ограниченными возможностями после достижения им совершеннолетия, т.к. в силу объективных причин подавляющее большинство таких детей не могут содержать себя и после взросления.
Третье: приравнять труд неработающих родителей, которые ухаживают за детьми с ограниченными возможностями, к труду социальных работников с заработной оплатой и соответствующими пенсионными и социальными отчислениями. Зачастую многие мамы, воспитывающие таких детей, доживая до пенсионного возраста, не имеют возможности получить достойную пенсию. И варианты досрочного выхода на пенсию, например, если ребенок младше 10 лет, а родитель достиг 50-летнего возраста.
Четвертое: рассмотреть льготы по оплате коммунальных услуг для семей, воспитывающих детей-инвалидов, сократить их размер на 50% .
Пятое: Большой проблемой общереспубликанского масштаба для детей-инвалидов и инвалидов детства, имеющих поражения центральной нервной системы (далее - ЦНС), а также сопутствующие осложнения со стороны слуха и зрения, являются получение и покупка технических средств реабилитации (далее – ТСР). ТСР критически необходимы для их повседневной жизни. Необходимо расширить и детализировать перечень ТСР для инвалидов, которые можно приобрести в рамках государственной поддержки (вертикализаторы, стульчики, слуховые аппараты, очки и т.д.), или предусмотреть компенсацию затрат родителям на самостоятельное приобретение ТСР в рамках государственной поддержки так, как это делается в Российской Федерации. Решение о выплате компенсации должно приниматься уполномоченным органом на основании поданного заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР, а также ИПР и документов, подтверждающих этих расходов.
Шестое: пункт с подгузниками предлагаю убрать, так как недавно его повысили в два раза.
Седьмое: дорогостоящая ЭЭГ (расшифруйте аббревиатуру и укажите сколько стоит) и услуги стоматологии, в которых нуждаются дети с поражением ЦНС и эпилепсией, должны быть включены в бесплатное медицинское обслуживание (ГОБМП). Услуги стоматологии, часто таким детям приходится проводить с применением наркоза, что делает их недостопуными финансово.
Восьмое: в Казахстане недостаточно центров для своевременной и индивидуально подобранной реабилитации всех детей-инвалидов, имеется нехватка дошкольных и школьных учреждений для них, в том числе с инклюзивным образованием. Существующие учреждения неравномерно распределены на территории Казахстан. Например: укажите несколько примеров, удаленность, нагрузка и т.д.
Например, в г. Алматы с населением 1 365 000 чел, 4 садика для детей с нарушением речи, один для детей с нарушением зрения и опорно двигательного аппарата (который находится практически на окраине города, возле аэропорта), один для детей с нарушением зрения, и один для детей с нарушением интеллекта.
К тому же доступ в эти образовательные учреждения закрыт многим детям, по причине отсутствия навыков самообслуживания (использования например, подгузников). Тогда как это часто является следствием диагноза, например, аутизм. И научить этому может специальная работа психологов. А всем детям необходима социализация и среда детей. Вопросы социализации часто уходят на самый дальний план.
Так же просим прояснить ситуацию со спец. школами. Будут ли их расформировывать, внедряя инклюзию. И как будет проходить инклюзия. Так как таких школ немного, то расформировывать их стоит, только если не останется учеников, которые в ней нуждаются. Но конечно, надо развивать инклюзивное образование и обучение с помощью помощников.
Центры реабилитации перегружены, очереди на реабилитацию длятся от полугода и более. К тому же получение реабилитации ограничивается 2 разами в год. Но с очередями, получается попасть не более одного раза в год.
Разгрузить и обеспечить минимальной реабилитацией можно на местах. В районных поликлиниках существуют массажисты, но дети-инвалиды имеют право воспользоваться ими 1 раз или 2 раза в год, если за этот год они не посетили другие центры. Инструктора лфк в поликлиниках и кабинетах коррекции умеют работать, только с группами выдавая инструкции. Но не все дети физически и ментально могут выполнить эти инструкции. А ведь массаж и индивидуальное лфк – это минимальная физическая реабилитация, которая необходима нашим детям ежедневно. Так как они не двигаются так много, как обычные дети их мышцы атрофируются, они тяжелее переносят инфекции, образуются застойные процессы. И на базе районных поликлиник ее получить реальнее, чем в немногих центрах нашей страны, куда существуют длинные очереди.
Раньше в поликлиниках работали логопеды, сейчас они стали платными специалистами.
Хорошим выходом для жителей города, где находятся реабилитационые центры, больницы для детей по профилю заболевания, – было бы разрешить посещать реаб мероприятия в режиме дневного стационара.
Так же просим включить пребывание сопровождающих лиц и их питание в квоту. Потому что пребывание для мам, допустим в г. Алматы, в городском реаб. Центре Аксай – стоит 24 000 тнг без питания, вне зависимости от длительности пребывания 10 дней или 24 дня. А с питанием это уже превысит даже месячное пособие по уходу за ребенком в 46 000.
Оплата транспортных расходов до места реабилитации. Перевести оплату плацкартного места на оплату места в купе. Так как с таким детьми даже в купе сложно ездить, для них это тяжелая физическая и психологическая нагрузка, которая может спровоцировать судороги.
Очень важный элемент для укрепления иммунитета, который практически отсутствует у наших детей, опорно двигательного аппарата и нервной системы это плавание. Но эта важная часть реабилитации, как плавание, не развита совсем. Например в г. Алматы услуги по этой реабилитации оказывает только Республиканский центр педагогики и коррекции. Естественно туда нереальные очереди и ограниченный доступ только самым тяжелым детям.
Кроме того не осуществляется обеспечение наших детей санаторно-курортным лечением. Такие услуги имеются в России, на Украине (Евпатория, Сочи). Казахстан наделен всеми условиями и возможностями для отдыха и лечения детей-инвалидов с родителями (Каспийское море, Сарыагаш, Алаколь, Боровое).
Девятое: обеспечение жильем семей, воспитывающих детей-инвалидов. Просим рассмотреть вопрос о создании отдельной очереди на жилье либо предоставлении жилья в найм до момента его приобретения по льготной очередности, а также предоставить права на безвозмездную приватизацию жилья семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Очереди на жилье продвигаются очень медленно и получение квартиры приходиться ждать по 15 и более лет.
Все вышеперечисленные вопросы в наших семьях вызывают постоянную тревогу, а у многих и чувство безвыходности. Эти проблемы нас потихоньку «уничтожают». Не все родители (особенно папы) выдерживают такие моральные, материальные и физические нагрузки, оставляют матерей с детьми-инвалидами на руках один на один с ежедневными трудностями.
Мы хотим быть услышанными! Наши дети такие же граждане Казахстана. Они имеют полное право на счастливое детство. Мы просим вас поддержать наши инициативы, рассмотреть и принять меры по их решению, помочь нам обеспечить нашим детям достойную жизнь!