Однако, если посмотреть на квалификацию и образование, всё не так радужно. «За последние четыре года число эмигрантов с высшим образованием превысило число иммигрантов на 65 процентов …Отток трудоспособных мигрантов наблюдается по техническим, экономическим и педагогическим специальностям», – такое признание сделала вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова в мажилисе в ноябре прошлого года.
А буквально на днях выяснилось, что и положительным сальдо мы можем перестать гордиться прямо сейчас: в 2014 году от нас уехали на 11 тыс. больше, чем приехали к нам. Во всяком случае это следует из сообщения tengrinews.kz со ссылкой на АО «Казахстанский Центр государственно-частного партнёрства». «Статистика такова, что за 2014 год из Казахстана эмигрировали 26 869 человек, из них в страны СНГ 24 247 человек, преимущественно в Россию и Беларусь. Число прибывших составляет более 15 тысяч человек. Однако по состоянию на 2013 год количество выбывших и прибывших было равным – 24 405 и 24 077 человек соответственно», – переживает аналитик Ерназар Шынасыл.
Судя по данным, которыми он располагает, дальше будет хуже: «Согласно социологическому опросу НИЦ «Молодёжь», 23,7 процента молодёжи хотят мигрировать в ближнее зарубежье, из них 17,1 процента в Россию, ещё 3,8 процента молодёжи желают отправиться в дальнее зарубежье (Канада, Германия, Китай и другие страны)». Почему? Кто-то хочет получить качественное образование, кто-то – реализовать себя, кто-то не видит здесь перспектив…
Вам не кажется, что они должны найти друг друга – эти уехавшие учёные и мечтающие уехать студенты? Вернём первых, создадим условия для творчества – и вторые получат и образование, и возможность самореализации, и интересный опыт…
Оказывается, в 2014 году на работу в Казахстане привлечено свыше 600 зарубежных учёных по различным научным направлениям. Больше половины из них приехали в Назарбаев Университет. 75 из этих 600 – бывшие казахстанцы. По подсчётам наших властей, осталось ещё 53 учёных-казахстанца, которые работают в области генной инженерии, нанотехнологий, робототехники, изучают вопросы разработки нефтегазовых месторождений, биологию злокачественных клеток, вопросы репарации ДНК и мутагенез.
Один из ярчайших «возвращенцев» – Канатжан Алибеков, ныне – Кеннет Алибек. Работавший над созданием биологического оружия в Советском Союзе, он уехал в США в конце 1992 года. По приглашению казахстанского правительства вернулся, возглавил кафедру химии и биологии в Школе наук и технологий Назарбаев Университета, а также руководит Национальным научным центром онкологии и трансплантологии.
В одном из интервью г-н Алибек сказал, что создаёт свою научную школу здесь, в Казахстане. И посетовал на то, что зарубежное образование далеко не всех кардинально меняет: «Выпускники, вернувшись на родину, начинают мыслить стереотипами, сложившимися здесь». А в интервью нашей газете два года назад доктор Кен заявил: «Думаю, в конечном итоге Назарбаев Университет сформирует группу молодых учёных в 400–500 человек, вокруг которых будет формироваться будущая наука Казахстана».