сейчас в очередной раз переговорил с коллегой (россиянином) из Киева... по сравнению с прошлой неделей, он стал очень нервным, как и большинство сотрудников на фирме, которых так и не могут позвать из отпуска из за практически полного отсутствия спроса на наши инструменты...
Сегодняшний день начался с новостей, телефонных звонков в Крым, общения в сети с хорошими и разными людьми , а еще с новых знакомств и новой виртуальной дружбы… Но настроение (в последние дни и без того тревожное) сильно испортила неожиданно попавшаяся на глаза заметка о "духовных скрепах" и "славяно-православных ценностях"… Эти словосочетания в последнее время удивительным образом выводят меня из равновесия. С "духовными скрепами", например, у меня лично ассоциируется представление о звуке, издаваемом кандальными цепями или лагерными засовами. Странно, что для кого-то бесконечный поиск этих самых "скреп" стал единственным средством борьбы за человеческие души….
Еще хуже становится, когда я слышу призывы хранить «славяно-православные» ценности. Я не понимаю, что имеется в виду. Нет, я понимаю, что ценности существуют. Но общечеловеческие! А вот чем отличаются «славяно-православные» ценности от ценностей, например, «славяно-католических», «славяно-исламских», «славяно-иудейских» - не понимаю... Возможно, те, кто выбрал это словосочетание как ориентир для новой борьбы "за что-то и против всех", просто не знают, что славяне – это не национальность, не религия и не группа крови. Славяне – это, прежде всего, этно-языковая общность. Славянский этнос (который, кстати, не ограничивается территорией трех постсоветских государств, а включает в себя население целых тринадцати стран) в Европе самый многочисленный. И именно поэтому он и многоэтничный, и поликонфессиональный. К какой бы национальности не принадлежал человек, какую бы религию не исповедовал, если его родным языком стал один из славянских, он имеет полное право отнести себя к славянскому этносу. Потому что язык, на котором мы произносим первые в жизни слова – это и есть дух народа, одна из фундаментальных основ самого ценного, что пришло к нам из глубины веков. Родившись в Польше, Украине, России, Словакии или Чехии, мы невольно проникаемся всем, что хранит в себе культурное наследие наших предков. Помните, у Бродского: «Я – еврей по национальности, американский гражданин и русский поэт».
Понимаю, что политика и пропаганда всегда идут рука об руку. Но нельзя же доводить все до полного абсурда! Мне искренне жаль, что на протяжении десятилетий в наших постсоветских государствах все, что связано с многовековым культурным наследием, использовалось (чаще всего, в довольно искореженном виде) в качестве идеологического оружия, постепенно превращаясь в обычный балаган с ряжеными. Возможно, поэтому сегодня, когда видишь, например, чеха, поляка или словенца в национальной одежде, то понимаешь, что у людей праздник, а когда на экране появляется хор старушек в девичьих кокошниках, точно знаешь, что это открытие молодежного лагеря на озере Селигер
А ведь еще Николай Михайлович Карамзин – создатель «Истории государства Российского», считавший, что важно не только хранить, но и непременно изучать и многовековую историю, и богатейшее культурное наследие славянских народов – писал, что "главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурно и для русских, и что англичане или немцы изобрели для пользы и выгоды человека, то мое, ибо я человек". А для человека и человечества во все времена самым желанным была возможность жить в мире и созидать. Поэтому те, кто призывает с оружием в руках воевать за сохранение пресловутых "славяно-православных ценностей", забывает о главном, а именно о том, что право призывать и читать проповеди имеет лишь тот, кто сам чтит Заповеди, являющиеся главной основой общечеловеческих ценностей.
Больше всего меня огорчает то, что ориентиры типа "поиска утраченных духовных скреп" или "борьбы за сохранение славяно-православных ценностей" берут на вооружение целые партии, неплохо финансируемые, но в своей работе опирающиеся прежде всего на людей малообразованных. Это и понятно – любая диктатура и во все времена опиралась именно на эту категорию населения. Поэтому при любой диктатуре на ключевые позиции в системе просвещения ставились демагоги, способные передергивать или отрицать любые факты, играя на чувствах и чаяниях людей, которых при этом они сами презирали. Показательным для меня был разговор с одной из бывших высокопоставленных представительниц Партии Регионов, которая однажды с изумлением спросила: «Для кого ти збираєшся робити свій просвітницький канал? Для цього бидла?!» Именно таким отношением всех руководителей наших постсоветских государств к своим народам можно объяснить, мягко говоря, вольное манипулирование историческими фактами в некоторых учебниках по истории, или, например, готовящийся сегодня фактический запрет на изучение в русских школах классики русской литературы: романа «Отцы и дети» Тургенева, пьесы «Гроза» Островского, сказок Салтыкова-Щедрина, романа Булгакова «Мастер и Маргарита»…. Ведь, если «образование – необходимый элемент духовного созидания целостной человеческой личности», а мыслящая личность может стать помехой в управлении массами, то на передний план всегда выходят те, кто ловко подменяет задачу воспитания нравственного человека поиском "духовных скреп", а необходимость изучения этнографии – борьбой за сохранение "славяно-православных ценностей"...
А ведь именно этнография (этнология, культурная антропология, как бы ее ни называли) является одной из важнейших научных областей современности, которая и учит, и воспитывает... Многие авторитетные ученые считают, что этнографию следует преподавать начиная со средней школы, ведь эта дисциплина дает возможность увидеть и понять одну культуру сквозь призму другой культуры. В конце концов, именно этнография учит и человечности, и толерантности. Это давно поняли на Западе, поэтому возросшая потребность познания человеком самого себя через призму истории и культуры своего народа сделала этнические телеканалы флагманами американских СМИ последних лет.
Нам десятилетиями внушали, что коварный Запад "спит и видит, как бы похоронить славян и их культуру, уничтожить само упоминание о них". Целые отделы в недрах КГБ "редактировали", а, чаще попросту придумывали "цитаты" на славянскую тему, приписывая их то Бисмарку, то Даллесу, то Тетчер. Целые "научные" трактаты посвящались "проблеме культурного обнищания" Запада и примитивности тамошнего подхода к образованию....
Нам врали, и многие верили, даже не пытаясь усомниться в правдивости и праведности спускаемых сверху директив. И сегодня врут, рисуя образ врага, ненавидящего славян, и призывая к борьбе за сохранение неких "славяно-православных ценностей"
Я неплохо знаю систему обучения Гарвардского университета, так вот: гарвардский факультет славянских языков подготовил несколько поколений специалистов по славистике, которые в свою очередь основали новые центры славистики по всей стране и таким образом способствовали процветанию этой научной области в Америке. За прошедшие несколько лет в Америке были открыты десятки факультетов изучения как славянских языков, так и славянской истории, и культуры.... А вот на постсоветском пространстве в это же время количество тех же факультетов славянских языков постепенно сокращалось.
Мы должны наконец-то понять, что, как сказал Хью Эверетт, «образование — лучший страж свободы, чем развернутая армия», и должны научиться говорить, слышать и принимать правду. Без этого мы не сможем ничего кардинально изменить в наших постсоветских странах. И будет так, как заметил умница Игорь Губерман:
Где врут и себе, и друг другу,
А память не служит уму,
История ходит по кругу
Из крови, по грязи во тьму…
И пока правители постсоветских государств будут искать опору своей власти в людях малообразованных, кто-то будет безуспешно искать "духовные скрепы", а кое-где уважение к неким «славяно-православным ценностям» в граждан будут вбивать отморозки в форме "а-ля казак" нагайками купленными в секс-шопе.